Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Автор: Раченко Татьяна Александровна, Кандидат экономических наук, Старший научный сотрудник
ФГБОУ ВПО "Поволжский государственный университет сервиса"
В условиях информатизации образования ведущее место отводится особенностям применения средств новых информационных технологий, творческо-исследовательского подхода к приобретению новых знаний, находящих выражение в новой направленности мышления, нового качества образования для студентов высших учебных заведений.

Непрерывный прогресс в области науки и техники является основным толчком для развития и интенсификации открытого образования, при этом, важнейшей задачей стоящей перед педагогической наукой является воспитание и подготовка подрастающего поколения, способногоактивно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение этой задачи зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно–вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием функционирующим на базе средств информационных технологий, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной. Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в растущем поколении созидательно активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию средств новых информационных технологий (далее СНИТ) для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач – как учебных, так и практических. Не менее важная задача обеспечения психолого-педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования средств новых информационных технологий в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества. Тщательного анализа заслуживает возможность использования уникальных возможностей средств новых информационных технологий, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. [1] В свою очередь, возможности СНИТ неопровержимо велики и заключаются в следующем:

  1. компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, естественных и искусственно воссоздаваемых;
  2. архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;
  3. автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов мысленного эксперимента с возможностью многократного повторения его фрагментов и изменения параметров теоретических и эмпирических исследований;
  4. автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Реализация этих возможностей средств новых информационных технологий позволяет организовать такие виды деятельности как:

  • регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленных в различных формах; 
  • взаимодействие пользователя с программной средой (интерактивный диалог), характеризующееся реализацией более развитых средств ведения диалога; при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;
  • управление реальными объектами (например, учебными работами);
  • управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;
  • автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Ввиду того, что эти виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучаемыми, преподавателями и средствами новых информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, назовем ее информационно-учебной деятельностью, [2] Учитывая все изложенное, можно выделить педагогические цели использования средств научно информационных технологий:

1) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: развитие мышления; эстетическое воспитание; развитие коммуникативных способностей; формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; развитие умений осуществлять экспериментально – исследовательскую деятельность; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

2) Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка специалистов в области информатики и вычислительной техники; подготовка пользователя средствами новых информационных технологий.

3) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса: повышения эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей средств новых информационных технологий; обеспечение побудительных мотивов, обусловливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей. [3]

Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения средств новых информационных технологий в образование, такие как:

1) Использование средств новых информационных технологий в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество. При этом обеспечивается: реализация возможностей программно-методического обеспечения современных ПЭВМ и др. в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций, осуществления тренировки, контроля за результатами; использование объектно-ориентированных программных средств или систем в целях формирования культуры учебной деятельности; реализация возможностей систем искусственного интеллекта в процессе применения обучающих интеллектуальных систем.

2) Использование средств новых информационных технологий в качестве инструмента познания окружающих действительности и самопознания.

3) Использование средств новых информационных технологий в качестве средства развития личности обучаемого.

4) Использование средств новых информационных технологий в качестве объекта изучения.

5) Использование средств новых информационных технологий в качестве средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.

6) Использование средств новых информационных технологий в качестве средства коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий.

7) Использование средств новых информационных технологий в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.

8) Использование средств новых информационных технологий в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента управления учебным оборудованием.

9) Использование средств новых информационных технологий в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Таким образом, данная методика применения средств новых информационных технологий в учебном процессе в различных вариантах позволяет говорить об определенных преимуществах подобных форм организации высшего образования.

Список использованных источников
  1. Труды Елецкого отделения Академии информатизации образования [Текст]. – Елец, 2012.
  2. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов // Информатика и образование. – 2014. - №5. – С.34-38
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  информатизация образования, информационные технологии, телекоммуникационные технологии, обучение.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.