Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Особенности организации и проведения интернет-конкурсов для школьников опыт Томского государственного университета

Автор: Грибовский Михаил Викторович, Кандидат исторических наук, Лауреат «Премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры» (2006, 2013), премии законодательной думы Томской области для молодых ученых (2011)
Национальный исследовательский Томский государственный университет
В статье рассматривается опыт Томского государственного университета в организации и проведении школьных интернет-конкурсов и иных конкурсных мероприятий (олимпиад, викторин, чемпионатов, конференций) с использованием дистанционных технологий. Работа выполняется в рамках Программы повышения конкурентоспособности ТГУ.

Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) со второй половины 1990-х гг. занимается организацией учебной и внеучебной работы со школьниками с использованием дистанционных технологий. Целесообразность этой деятельности университет видит в возможности с помощью дистанционных форм расширить географию своего присутствия в образовательном пространстве, и, выявляя талантливых школьников, повышать качество будущих студентов. Дистанционная работа со школьниками с 1990-х гг. организуется Институтом дистанционного образования ТГУ, а с 2014 г. – Интернет-лицеем ТГУ (il.tsu.ru) как структурной единицей Института.

Отдавая должное учебному процессу, Интернет-лицей ТГУ делает ставку и на внеучебные формы работы со школьниками. Одной из главных внеучебных форм является организация конкурсных мероприятий для школьников. Обобщим опыт ТГУ в организации и проведении школьных интернет-конкурсов за последние несколько лет – с 2009 г., когда в связи с запуском школьного портала Томского университета «Университетский проспект» (shkola.tsu.ru) этой форме работы стало уделяться особое внимание.

За последние 6 лет ТГУ организовал более 30 дистанционных конкурсных мероприятий, охвативших тысячи школьников из половины регионов России и десятка зарубежных стран. По типу эти мероприятия являлись олимпиадами, викторинами, чемпионатами, конференциями и собственно конкурсами. Характер мероприятий был разный: это были научные, творческие, развивающие, практико-ориентированные конкурсы; нередко мероприятия носили смешанный характер.

При организации многих конкурсных мероприятий для школьников преследуются учебные или учебно-научные цели. Большинство таких мероприятий, проводимых Интернет-лицеем, ориентирует участников на совершенствование тех или иных когнитивных навыков. Остановимся подробнее не характеристике некоторых наиболее показательных примеров.

В числе конкурсных мероприятий научного характера, организованных Томским университетом для школьников, стоит назвать конкурсы на лучшую научную работу «С наукой на “Ты”» (2014, 2015), конкурс «Сам себе физик» (2012), интернет-конференции «Социальные сервисы интернет в жизни современного человека: проблемы, перспективы» (2012), «Химия настоящего и будущего» (2013) и другие. Участие в этих мероприятиях – как узко профильных, так и междисциплинарных – требовало от школьников демонстрации своих способностей в определенных учебных дисциплинах или сферах научного знания. При оценке работ больше всего внимания уделялось степени самостоятельности конкурсантов. Участие в интернет-конференциях давало школьникам редкую возможность совершенствования навыка публичного выступления перед удаленной аудиторией сверстников из других городов и университетских преподавателей из ТГУ [1].

Конкурсные мероприятия творческого характера призваны выявить креативные способности школьников, готовность к нестандартному мышлению. Например, участники конкурса «Лаборатория хорошего настроения» (2011) создавали мотиваторы – элементы наглядной агитации, направленные на формирование позитивного мировосприятия и побуждающие зрителя к действиям [2]. Творческие конкурсы «Новое поколение выбирает» (2012) и «Идеальная школа» (2014) подталкивали участников к представлению идей (как реалистических, так и фантастических) на заданную тематику в текстовом, иллюстративном или видео форматах. Участники конкурса «Культурная революция» (2014) соревновались в мастерстве создания видеороликов в номинациях «Лучший сценарий», «Лучшая операторская работа», «Креативность стилевого решения», «Оригинальность идеи», «Фаворит открытого голосования».

Ряд интернет-конкурсов носили выраженный практико-ориентированный характер. Так, участники конкурса «Учеба на ладони: лучшее мобильное приложение для школьника» (2014) должны были представить концепции мобильных приложений образовательной направленности в номинациях «Самое оригинальное приложение» и «Самое полезное приложение». На конкурс лучших школьных проектов (2014) принимались проекты, способствующие повышению образовательной мотивации обучающихся через создание условий для более эффективного осуществления процесса обучения; нацеленные на создание в школе условий, содействующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся и обучающих, улучшающие внешний вид класса, школы, территории школы; направленные на то, чтобы сделать интереснее и разнообразнее жизнь в школе; направленные на разработку или улучшение сайта или социальной группы школы, ее продвижение в социальных сетях, на создание или развитие школьной газеты/радио/телевидения. На второе полугодие 2015 г. запланировано проведение сетевого конкурса по 3d-моделированию «3D-мастер», для участия в котором школьникам предварительно придется научиться пользоваться специальными компьютерными программами.

Особо стоит отметить прошедший осенью 2014 г. чемпионат по шахматам с суперкомпьютером среди школьников. К чемпионату была написана специальная компьютерная программа для суперкомпьютера ТГУ «СКИФ Cyberia», с которой получили возможность посостязаться участники чемпионата.

За последние годы были апробированы различные технологии проведения интернет-конкурсов. Простейшим форматом можно считать заочный конкурс, предполагающий направление в адрес организаторов конкурсной работы посредством электронной почты или через интерактивную форму.

Существенным элементом конкурсных процедур является привлечение такого инструмента, как открытое голосование посетителей портала за работы участников (применялся в творческих конкурсах «Вокруг света за 45 дней», «Виртуальная кругосветка», «Идеальная школа»).

Технологически более сложные мероприятия требуют от участников овладения и работы со специальным программным обеспечением («Культурная революция», «3D-мастер»).

Наконец, наличие широкополосного доступа в сеть Интернет позволяет технологически усложнять конкурсы, делая их более содержательными, например, посредством организации удаленных очных этапов конкурсных мероприятий в формате видеоконференций («Исторические игры», интернет-конференции).

В заключение обратим внимание на то, что конкурс – отличный способ активизации познавательной и творческой деятельности школьников. Проведение конкурсов направлено как на раскрытие творческого потенциала школьников (написание литературных текстов, созданию собственных проектов), так и на их обучение работе с современными веб-сервисами (3d-моделирование, геоинформационные системы, система аудиоидентификации, создание блогов и комиксов, работа с поисковыми системами, редактирование видео и фотографий), а также – на формирование у школьников навыков работы в команде, поскольку положения большинства конкурсов Интернет-лицея ТГУ допускают командное участие.

Список использованных источников
  1. В Интернет-лицее ТГУ прошла Интернет-конференция школьников // Интернет-лицей ТГУ. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://il.tsu.ru/news/news_detail.php?ID=6739 (дата обращения 15.04.2015).
  2. Лаборатория хорошего настроения // Школьный портал Томского государственного университета «Университетский проспект». [Электронный ресурс] – режим доступа: http://shkola.tsu.ru/konkurs/viewing.php?ELEMENT_ID=3684 (дата обращения 15.04.2015).
  3. Можаева Г.В., Рыльцева Е.В. Взаимодействие вузов и школ по развитию одаренности у детей и подростков на базе дистанционных школ при национальном исследовательском университете (на материале опыта Национального исследовательского Томского государственного университета) // Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 3. Концепт. 2013.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Дополнительное образование детей
Ключевые слова  интернет-конкурсы, олимпиады, викторины, дистанционное образование, Томский государственный университет, Интернет-лицей

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.