Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

УВЕЛИЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЕДУЩИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ЧЕРЕЗ ИНСТРУМЕНТЫ MOOC – МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ

Авторы: Косарева Елизавета Юрьевна 1, Золотарева Галина Алексеевна 2
1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2 Национального исследовательского Томского политехнического университет
В статье рассматриваются особенности MOOC (Massive Open Online Courses) — высококачественных дистанционных курсов, публикуемых ведущими университетами мира в режиме свободного доступа. Выявляются основные факторы их конкурентоспособности для вузов. Приведены примеры международного опыта применения, а также сформулированы проблемы и возможности применения в российском образовании.

Развитие Российской Федерации как современного государства в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов взаимосвязаны с повышением конкурентоспособности ведущих университетов страны. Согласно указу Президента России от 7.05.2012 № 599 Правительству РФ необходимо «обеспечить вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу» [1].

Процесс развития мирового высшего образования таков, что важным фактором обеспечения и повышения конкурентоспособности системы высшего образования является широкое использование современных информационных технологий в образовании и научных исследованиях, в частности внедрение массовых открытых онлайн курсов. Создание MOOCтребует от вуза решения комплекса задач от внедрения современной производственно-технологической базы до организации учебного процесса, обеспечивающего высокое качество образования в специфичных условиях дистанционного обучения, ориентированного на массового потребителя.

MOOCs– это одна из форм дистанционного образования, курсы, предназначенные широкому кругу участников для бесплатного использования через Интернет. Они предполагают и обеспечивают свободный доступ для всех желающих учиться на основе специальной компьютерной платформы. В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса, таким как видео, чтение и домашние задания, MOOCдают возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества студентов, преподавателей и ассистентов. Массовые открытые онлайн курсы – одно из последних достижений в области использования информационных технологий для развития высшего образования. Благодаря преимуществам, которые дают технологии, концепция МООС делает образование более интерактивным, а подачу материала – более продуманной. В концепцию MOOCв качестве основополагающего вкладывается принцип «Любой желающий пройти курс обучения просто открывает сайт и подписывается на курс» [2].

Элитные университеты по всему миру такие как – Гарвард, MIT, Стэнфорд создали и продолжают создавать множество курсов, а компании, предоставившие технологические платформы для размещения курсов, получили мировую известность: Coursera, edX, Udacity, iversity.org.

Отличительной особенностью MOOC как вида дистанционных образовательных курсов является обеспечиваемый современными техническими средствами широкий охват аудитории учащихся и при этом тесное взаимодействие преподавателей со слушателями. Особую роль в MOOC играет процесс коммуникации участников обучения. Массовость курсов приводит к тому, что студенты объединяются в сообщества как в онлайн среде, так и в группы, встречающиеся в реальной жизни, чтобы помочь друг другу в обучении. В силу большого размера интернет сообщества, студенты могут взаимодействовать друг с другом больше и глубже, чем они могли бы в обычном классе.

Можно утверждать, что MOOC представляют новое явление в образовании, поскольку обеспечивают гармоничное сочетание гуманистической цели повышения доступности качественного образования и сугубо экономических задач выхода на новые рынки и получение прибыли. Аудитория наиболее успешных MOOC курсов – Coursera составляет сотни тысяч учащихся по всему миру, при этом за неполные два года с момента запуска проект стал коммерчески эффективным [3].

Экономическая целесообразность открытых массовых курсов дает объявление проекта Coursera о том, что прибыль за сертификаты Signature Track в 2013 г. составила более миллиона долларов. Таким образом, создание и публикация MOOC является не только имиджевой инвестицией, но и реальным способом получить дополнительный доход. Это означает, что открытые массовый онлайн курсы можно монетизировать и обоснованно рассматривать как экономический актив[3].

Для оценки MOOC в качестве актива необходимо составить смету и оценить стоимость разработки, стоимость владения и экономическую эффективность. В таблице – 1 приведена калькуляция стоимости разработки массового открытого онлайн курса по дисциплине длительностью 7 недель в Национальном Исследовательском Томском политехническом университете.

Таблица 1 – Расчет сметы курса [4]

  Направления работ Объем часов Стоимость часа, руб. Стоимость разработки на русском языке, включая ECU, руб. Стоимость разработки на английском языке, включая ECH, руб.
1. Общее руководство проектом 50 400 25 420 25 420
2. Организация работы авторского коллектива и разработчиков; 150 400 76 260 76 260
3. Проектирование курса 225 400 114390 114 390
4. Разработка контента курса, запись видео-лекций, разработка заданий, тестов на русском языке. Просмотр видео, проверка тестовых заданий 560 400 284 704 427 056
5. Кодирование и размещение материалов на платформе загрузка видео. 60 400 30 504 30 504
6. Разработка симуляторов/тренажеров/модулей для автоматической проверки результатов заданий (1 ед.) 250 400 127 100 127 100
7. Разработка виртуальных лабораторных работ (1 ед.) 250 400 127 100 127 100
8. Разработка видео (1000 руб. за 1 минуту готового видео) (в руб/мин) 420 1000 533 820 533 820
9. Валидация англоязычной версии материалов 250 400   127 100
10. Сопровождение курса на платформе: проверка задний, ведение форумов 250 400 127 100 127 100
Итого: 1 446 398 1 715 850
 

Определять стоимость владения курсом представляется возможным с помощью методов, применяемых для программного обеспечения. Модель совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership) позволяет учесть прямые затраты на программно-аппаратные средства, на администрирование, на поддержку и модернизацию, на оплату коммуникационных средств и косвенные затраты, например, вызванные простоями.

Для MOOC, как и для любой другой инвестиции, важно оценить экономическую эффективность. Представляется оправданным сравнивать средства, вкладываемые в разработку и развертывание MOOC, с капитальными вложениями, и оценивать схожим образом, а именно как отношение полученного эффекта к финансовым вложениям, вызвавшим этот эффект. Таким образом, экономическая эффективность массовых открытых онлайн курсов определяется как экономический эффект, приходящийся на один рубль инвестиций, обеспечивающих этот эффект.

 На сегодняшний день ведущие университеты мира сделали MOOC неотъемлемой частью своей системы образования. Massachusetts Institute of Technology (MIT), Harvard University, Stanford University, University of Cambridge иUniversity of Oxford — признанныелидерывмировыхрейтингах. Они же являются лидерами по количеству и качеству реализуемых MOOC. Так, например, в системе OpenCourseWare Массачусетского технологического института – пионера внедрения MOOC среди университетов мирового класса – для свободного дистанционного изучения предлагаются более 2500 полноценных мультимедийных курсов [5].

Важность и значимость MOOC как атрибута ведущего высшего учебного заведения осознается и российскими вузами. Намерения развивать массовый открытые онлайн курсы декларируются в дорожных картах, создаются и публикуются первые курсы.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в своей дорожной карте заявляет о намерении к 2020 г. разработать и опубликовать 250 курсов [6].

Томский государственный университет разработал в 2014 году первые три курса в формате MOOC и разместил на российской платформе просветительского проекта «Лекториум». В этом году ТГУ планирует запустить 10 MOOC, в том числе – 2 на английском языке. Желание разрабатывать и внедрять массовые открытые онлайн курсы обозначено и Томским политехническим университетом. На сегодня ТПУ разрабатывает 5 онлайн-курсов на английском языке для размещения на европейской платформе Iversity.org.

Для России МООС – это выход на новый рынок. Возможность расширить целевую аудиторию появляется за счет стирания территориальных границ и преодоления ограничения на количество слушателей. Ведущие университеты мира известны далеко за пределами своей страны, и дистанционные курсы позволяют людям в любой точке земного шара не просто узнать о том, что есть такой университет, а непосредственно включиться в учебный процесс, получить новый опыт, познакомиться с тем, как ведется обучение, пообщаться с преподавателями и в конечном итоге получить новые знания. Причем не только знания, но и подтверждение факта прохождения обучения, тем самым распространить свое влияние по всему миру. В то же время человек получает возможность выбирать, чему и где учиться, не оглядываясь на расположение университетов и цену обучения [7].

Опыт ведущих университетов мира свидетельствует, что одного намерения создавать и использовать онлайн-курсы недостаточно для реального достижения мирового уровня МООС. Создание МООС подразумевает значительные инвестиции в производственную и технологическую базы разработки учебно-методических материалов и реорганизацию учебного процесса, обеспечивающую совмещение традиционной и дистанционной форм обучения.

Массовые открытые онлайн курсы являются не только атрибутом университета мирового класса, но и уровнем, достижение которого свидетельствует об успешном решении вузом комплекса задач реинжиниринга учебного процесса для повышения качества и расширения рынка образовательных услуг. MOOC свидетельствует о принадлежности высшего учебного заведения к числу ведущих университетов мира.

Таким образом, проекты по развитию онлайн курсов позволяют университетам, с одной стороны, внедряться в систему глобального образования и работать со студентами всего мира, а с другой стороны, онлайн-курсы выступают как эффективный маркетинговый инструмент для привлечения талантливой и одаренной молодежи для обучения в университете [8].

Как следствие, MOOC становятся фактором повышения конкурентоспособности вуза за счет эффективного использования современных информационных технологий, обеспечивающих расширение рынка образовательных услуг без потери качества обучения, характерного для университета мирового класса.

Список использованных источников
  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс] – 2012 – Код доступа: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html
  2. The Year of the MOOC – The New York Times [Электронный ресурс] – 2012 – Код доступа: http://www.nytimes.com/2012/11/04/education/edlife/massive-open-online-courses-are-multiplying-at-a-rapid-pace.html?pagewanted=all&_r=0
  3. Coursera – лидер движения массовых открытых онлайн-курсов (МООС) [Электронный ресурс] – 2013 – Код доступа: http://omsu.ru/page.php?id=4132
  4. Положение о конкурсе на разработку МООК в ТПУ [Электронный ресурс] – 2015 – Код доступа: http://portal.tpu.ru:7777/eL/scientific/mook_tpu/documents/Tab1/Pologenie.pdf
  5. Юрков Д.А., Свободные дистанционные курсы как атрибут и фактор конкурентоспособности ведущих университетов // Прикладная информатика. 2014. № 5(53). С. 33–40.
  6. Конюшкин Э.А. Развитие массовых открытых онлайн курсов, возможность применения в российском образовании // Качество. Инновации. Образование. 2014. № 6. С. 15–18.
  7. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте формирования глобального информационного общества [Электронный ресурс] – 2014 – Код доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.mgimo.ru%2Ffiles%2F124662%2F124662.pdf&ei=qXp_VOqeO8q9ygOt9YKQAg&usg=AFQjCNGmPsFr_EpUBZk7Y3O4OWDWXgZyzQ&sig2=iUow17FzdxnEzyNEI-1F5Q&bvm=bv.80642063,d.bGQ&cad=rjt
  8. Афанасьев А.Н., Егорова Т.М., Хисамутдинова Т.С. Российское образование на пути к MOOC, проблемы и перспективы// Электронное обучение в непрерывном образовании. 2014. № 1 (1). С. 21–25.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Магистратура
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  MOOC, массовые открытые онлайн курсы, конкурентоспособность вуза, дистанционные курсы, международный опыт

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.