Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании образовательной среды учебного учреждения

Авторы: Ливандовская Наталья Саидовна 1, Кандидат экономических наук, Доцент, Анохина Евгения Михайловна 2
1 ГОУ ВПО МО Международный университет природы, общества и человека "Дубна" Филиал "Угреша", 2 ГАОУ СПО МО "Колледж Угреша"
В данной публикации затронуты вопросы развития системы образования на основе информационно-коммуникационных технологий и создания в учебном заведении единой образовательной информационной среды, а также ожидаемые результаты использования интерактивных средств обучения в учебном процессе.

Внедрение информационно-коммуникационных и интерактивных технологий в различные области современной системы образования  принимает все более масштабный и комплексный характер. Повышению качества образования в России на основе информатизации в последние годы уделяют особое внимание. В концепции информатизации общего образования отмечается, что «состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования».

Годы активной информатизации образования сформировали определенные понятия, которые прочно закрепилась в профессиональной сфере. Так, стал общепринятым термин «информационно-коммуникационные технологии».

Под термином информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) понимают совокупность методов, алгоритмов и средств обработки, передачи и хранения структурированной информации, включая прикладные программные средства и регламентированный порядок их применения.

Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейших целей образования следующих групп:

  • общие, универсальные цели;
  • специализированные, относящиеся к определенной сфере человеческой деятельности цели;
  • цели, непосредственно связанные с информационными процессами в современном мире и участием человека в этих процессах.

Рассмотрим основные информационно-коммуникационные технологии, которые используются в учебном процессе:

  • офисные технологии – позволяют подготовить большинство учебных материалов в MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, MS Access;
  • сетевые технологии – позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет;
  • телекоммуникационные технологии – теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта;
  • специализированное программное обеспечение – обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением.

Особое место среди методов и приемов организации учебного процесса занимают электронные образовательные комплексы, которые помогают более наглядно и демонстративно представить учебный материал, а также с помощью интерактивного тестирования, проверить насколько учащийся освоил материал. К таким электронным изданиям можно отнести учебные электронные издания фирмы 1С и составляющие их цифровые образовательные ресурсы.

На рисунке 1 представлено диалоговое окно выполнения самостоятельного задания по теме «Алгоритмы поиска в массивах» образовательного комплекса «Информатика, 10 кл. - 1С: Образование 4. Школа» фирмы «1С», предназначенного для организации и поддержки учебного процесса в образовательных учреждениях и содержит в себе разнообразные мультимедиа-учебники, справочные материалы, диагностические, обучающие и контролирующие тестовые задания.

 

Рисунок 1 – Диалоговое окно выполнения самостоятельного задания по теме «Алгоритмы поиска в массивах»

 

Хотелось бы особо отметить технологии, использующие интерактивное оборудование, а именно – электронные доски, которые представляют собой современное мультимедиа-средство, обладающее всеми качествами традиционной учебной доски, но имеющее более широкие возможности графического комментирования экранных изображений, контроля и мониторинга работы всех обучаемых одновременно, а также обеспечение эргономичности обучения и создание новых мотивационных предпосылок к обучению.

Электронные учебники – мощная технология, позволяющая хранить и передавать основной объем изучаемого материала, использовать текст, графику, фото, видео. Индивидуальная работа с ними обеспечивает глубокое понимание и освоение материала.

На рисунке 2 представлены ожидаемые результаты использования интерактивных средств обучения.

 

 

Рисунок 2 - Результаты использования интерактивных средств обучения

 

Совершенствование методик применения ИКТ в преподавании различных дисциплин и формировании образовательной среды должно способствовать достижению главной цели - обеспечению современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Список использованных источников
  1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
  2. Информационное письмо Министерства образования РФ от 13.08.2002 г. N 01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях».
  3. Ливандовская Н.С. Современные информационно-коммуникационные технологии – важнейший инструмент модернизации общего образования. Материалы Десятой Всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации». – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. – С. 237-238.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее профессиональное образование
Ключевые слова  Информационно-коммуникационные технологии, интерактивные технологии, образовательная среда, электронные образовательные комплексы

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.