Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

ТЭЦ из ничего

Автор: Шинкаренко Владислав Васильевич, Доктор исторических наук, Профессор, медали, дипломы
Международная академия информатизации
Сетевую игру на энергосбережение начинают в ДОУ. Правила в рифму: входят в память, в привычку. Дома в итоге – семейная «ТЭЦ из ничего», т.е. из сэкономленного тока. Он вливается в энергосистему региона на пользу всей стране и экологии планеты. Сбережение ресурсов и энергии семьёй – то звено, потянув за которое, вытащим всю цепь: квартира → подъезд → дом → детсад → школа → микрорайон, а там по го

 

ТЭЦ ИЗ НИЧЕГО

Дошкольная игра на энергосбережение

Международная Академия информатизации (МАИ) представляет игру на энергосбережение, которую дети в семье начинают с 3-х лет: её правилалегко входят в память, в привычку, в образ жизни. В ходе игры получается семейная «ТЭЦиз ничего»– из тока, сбереженного дома. И без ничегобез строений и агрегатов, без проводов и других затрат. Ток вливается в единую энергосистему региона на пользу всей стране и экологии планеты в целом.

Сбережение ресурсов и энергии семьёй – это звено, потянув за которое, вытащим всю цепь: квартира → подъезд → дом → детсад → школа → микрорайон и далее по городам и сёлам. Игра с методическими советами открытабесплатно (http://www.rdmk.ru/karapuzy2.pdf).Министерство общего и профессионального образования Свердловской области выдало её у себя на сайте (http://www.minobraz.ru/sistema_obrazovanija/doshkolnoe) – и там игра уже нашла более 250 пользователей.

Игра выходит из детского сада, продолжается в школе и содействуетконсолидации семьи, формированию личностных характеристик нового поколения, связанных с развитием экономики домохозяйства:

знание семейных энергоресурсов и экономное отношение к ним;

умение измерять и сокращать нерациональные расходы ресурсов и энергии по месту жительства и учёбы;

способность находить и использовать экологически безопасные энергоресурсы, не применяемые ранее в окружающей практике;

стремление делиться энергоэкологическими знаниями, умениями и опытом со сверстниками и взрослыми, вовлекая их в круг экологических проблем, требующих совместного решения.

Активно вводя нормы энергосбережения в свой быт и образ жизни, семья становится деятельным творцом более благоприятной экологической реальности по месту жительства в целях общего устойчивого развития. Но инициатива здесь исходит всё-таки со стороны государства в лице ДОУ.

Как выявить возможности ДОУ включить в работу эту новую игру?

Надо задать директорам по e-mail три вопроса: «1. Вам подходит игра «ТЭЦ из ничего» для ДОУ? 2. Могут ли сами воспитатели и родители её проводить? 3. Нужна ли помощь со стороны?». Ответы «да» или «нет». Этого хватит, чтобы начать игру в порядке эксперимента. Независимо от итогов, игра в любом случае привнесёт в ДОУ новый воспитательный импульс, а на уровне региона и муниципалитетов – новое знание о местных ДОУ. В свою очередь необходимую информацию получат и родители, что, безусловно, расширит их связь с системой дошкольного образования.

В 2012 – 2013 годы«ТЭЦ из ничего» одобрена на международных конференциях«Стратегия развития мегаполиса: проблемы и решения» и в числе победителей национального конкурса ШПИРЭ «Энергия и среда обитания»отмечена в номинации для младших классов.

Игра может начинаться с «Фотоконкурса карапузов», ранее в семье возможны сюжетные ролевые игры: http://rdmk.ru/vector_rosta.pdf

 

МИКРОРАЙОН ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭНЕРГОИГРЫ

Играя, воспитатели и дети в саду как бы учат родителей (дети это делают с большой охотой) вместе экономить энергию простейшим путём: «Нам всего 12 правил воспитатель наш составил!». Свод правил – это общий план работы всемье, в ДОУ и школе по экономии ресурсов и энергии. Это же и анкета для опроса, и отчёт о реальных результатах (к старшей школе правил набирается вдвое больше).

 

Свод правил к энергоигре «ТЭЦ из ничего»

 

В нашей квартире

Да

Нет

1. Мы записываем наше энергопотребление.

 

 

2. Мы выключаем свет в комнате, когда уходим.

 

 

3. Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее.

 

 

4. Холодильник стоит в прохладной комнате.

 

 

5. Мы не ставим мебель перед обогревателями.

 

 

6. Мы используем энергосберегающие приборы.

 

 

7. Мы используем местное освещение (торшер, настольную лампу, бра).

 

 

8. Мы проветриваем быстро и эффективно, всего несколько минут за один раз.

 

 

9. Мы заклеиваем окна на зиму.

 

 

10. Мы зашториваем окна на ночь.

 

 

11. Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим.

 

 

12. Мы используем раковину для мытья посуды.

 

 

13. Мы часто размораживаем холодильник.

 

 

14. Мы моемся под душем, а не принимаем ванну.

 

 

15. Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школу и на работу.

 

 

16. Мы снижаем температуру в помещении ночью.

 

 

17. Мы повторно используем стекло, бумагу и металл.

 

 

18. Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз.

 

 

19. Мы не покупаем товары в больших обертках.

 

 

20. Мы чиним вещи, а не заменяем их.

 

 

 

 

ПОДЫТОЖИМ

Сложите все ответы ДА. Если получилось:

от 1 до 5 ответов ДА: Вам ещё многому надо научиться, так что начните прямо сейчас.

от 6 до 10 ответов ДА: Имеете много хороших привычек, которые могут  служить основой для дальнейшей работы над собой.

от 11 до 15 ответов ДА: Показываете хороший пример всем окружающим.

от 16 до 20 ответов ДА: Кто-то из семьи может стать министром по охране природыJ.

Отличный шанс показать себя в роли воспитателей своих родителей появился у московских дошкольников. У нихдома и в ДС открылся путь к начальным экономическим знаниям. Одновременно вживую и через Сеть. В 2013 году Департамент топливно-энергетического хозяйства г. Москвы запустил новый ресурс «Включи Эко Режим» (www.gkhlife.ru).  Москвичи врезультате получили единую базу данных по платежам за ЖКХ и к ней через личный кабинет в Сети обращаются любым удобным способом. А заодно и к муниципальным службам по округам и районам. Из социальных сетей на этот новый сервис за год откликнулось 11,5 тыс. человек. Департамент, открыв на сайте «Виртуальный дом», учит семью экономить потребление энергии, тепла, воды, сохраняя ресурсы страны для потомков, т.е. тех же  детей https://vk.com/gkhlifehttps://www.facebook.com/ecorezhim?fref=ts

«Включи Эко Режим» – и прочитаешь: «Давайте работать вместе, чтобы сделать нашу жизнь комфортнее и сохранить ресурсы нашей Родины для наших потомков!». Но если с помощью ДОУ дети перехватят инициативу у родителей, то это обернётся новым вкладом в систему дошкольного, а также младшего школьного образования: родителей и детей как субъектов образования и воспитания поменяют местами J!

Дошкольники реально займутся экономией ресурсов и энергии, сделав первый шажок в завтра, тем более, что в первом классе школы им маячат уже начала уроков экономики

Значительный образовательный и воспитательный резерв представляет предметная экологическая деятельность школьников и родителей, которую ведёт межрегиональная общественная организация «Зелёное движение России» (ЭКА) вместе с МТС под девизом «Три И» («Инновации, Интернет, Интеграция»). Она ведётся при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Лиги безопасного Интернета вместе сФондом развития Интернета.

Инициированная в Сети программа реализуется в живой деятельности детей и родителей, воспитателей и учителей на природе по месту жительства. Так, волонтёрские отделения ЭКА под лозунгом «Делай как мы!» успешно занимаются прямой энергоэкологической деятельностью в 50 регионах РФ. В реализации программ ЭКА в 2011 – 2014 годы из разных регионов приняло участиеоколо 3000 школ. А проект ЭКА и МТС «Мобильные технологии для экологии» по программе привлёк 1500 школ и до миллиона учеников:

http://ecamir.ru/projects/Programma-Zelenyie-shkolyi-Rossii.html

Наглядный пример – народный день озеленения "Больше кислорода!". Это 30 городов, 25 тысяч новых деревьев. Люди вышли посадить своё дерево, озеленить свой двор и свой город. Санкт-Петербург, Астрахань, Лабинск, Псков, Ижевск, Пенза, Воронеж, Оренбург, Тула, Курск, Брянск и др. Все эти их дела отражаются в Сети, но вживую идут на родной земле: http://ecamir.ru/projects/Programma-Bolshe-kisloroda.html

Школы подключаются к программе ЭКА с любого месяца и в любой момент. Это неисчерпаемый сетевой потенциал, особенно для семейных и родительских клубов, которые сейчас действуют в детских садах в России, но не всегда находят себе работу в семейном энергосбережении. Вот апрель: «День Земли. Месяц посадки деревьев и защиты лесов от пожаров». Май: «Месяц вторичной переработки и рационального использования ресурсов».

У них учебный год – весь энергоэкологический.

Все сомнения развеются, когда к вам обратитсяЭконешкагероиня МТС: «Ваши дети не расстаются со своими мобильниками, планшетами и другими устройствами (или гаджетами)? Давайте сделаем их частью и предметом увлекательного образовательного процесса, в котором ученики – я уверена – поучаствуют с большим интересом»: http://ecamir.ru/econeshka

Эконешка отвечает за экологию, помогает природе. АИнтернешка, её друг– главный по Интернету, помогает им не заблудиться на просторах Сети в рамках проекта «Дети в Интернете»:www.detionline.com/mts

Легко себе представить следующую схему реального взаимодействия между этими участниками детских энергоэкологических мероприятий для семьи, детского сада и школы по мере возрастного роста детей: от квартиры до школы и территории по месту учёбы и жительства – и выше.

 

 

 

 

Освоив в детском саду и младшей школе «ТЭЦ из ничего», дети легко входят в более сложнуюонлайн-игру по энергосбережению для средней и старшей школы, разработаннуюФондом содействия реформированию ЖКХ«ЖЭКА»: http://igra-jeka.ru/. Онапродемонстрирована на ENES 2014и сейчас идёт по регионам (http://portal-energo.ru/articles/details/id/868).

Отметим, что возможность учиться экономии энергии и природных ресурсов в игре каждый школьник в России получил 01.04.2015, когда «ЖЭКА» открылась в «Вконтакте». Чемпионаты по ней, кстати, готовятся и среди студентов: http://www.b-port.com/news/item/150868.html

Однако учитывая то, что первые видеоигры приходят в семью в 2-3 года и ранее (http://www.detiseti.ru), видимо, «ЖЭКА» пора идти в детсад. Конечно, в адаптированной к возрасту форме. Именно в этом плане работает научный семинар МАИ и редакции журнала «Современный детский сад»: http://sdetsad.ucoz.com/blog/nauchnyj_seminar_socialnoe_ehkologicheskoe_i_ehkonomicheskoe_razvitie_doshkolnikov_kak_proekt_omep/2014-12-17-71

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дополнительное образование детей
Ключевые слова  Энергосбережение, семья, игра, ИКТ, дошкольное образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.