Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Интернет-технология web-квест как одна из форм организации проектной деятельности младших школьников

Авторы: Ванцева Алла Анатольевна 1, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, Зубарева Нина Алексеевна 2, Заместитель директора по учебно - воспитательной работе
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мурманска гимназия №3, 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска "Средняя общеобразовательная школа № 3"
В работе дается характеристика Интернет-технологии веб-квест, которая рассматривается с точки зрения одной из форм организации проектной деятельности младших школьников. Подробно описываются этапы работы над данным проектом с обоснованием их практической значимости в формировании универсальных учебных действий.

Для современного ребенка применение информационных технологий стало частью его повседневной жизни. В этом контексте задача педагога состоит в том, чтобы тот энтузиазм, с которым дети работают с компьютером дома, играя, занимаясь творчеством или переписываясь с друзьями, использовать для  формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, другими словами, для формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Способность к практическому действию появляется в ситуациях, когда ученик  приобретает опыт разрешения проблем, исходно не имеющих готового решения. В наибольшей мере такие ситуации появляются в проектной деятельности.

Наиболее удобной и результативной формой организации проектной деятельности обучающихся, по нашему мнению, является веб-квест. Использование этой технологии способствует повышению мотивации к самообучению; развитию учебно-познавательного интереса; формированию универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС НОО.

В переводе с английского – веб, сеть, (всемирная паутина); квест – поиск.

Веб-квест в педагогике – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернет.

Это означает, что учитель, составляя задания, подбирает информацию в Интернете, где можно найти необходимые материалы, давая учащимся необходимые гиперссылки. Всё это сохраняется на каком-либо веб-ресурсе, оформленном и структурированном как веб-квест. Учащиеся в группах или индивидуально выполняют предложенные задания веб-квеста, по завершении которого представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

Веб-квесты охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

 Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными.

Прежде чем начать разработку веб-квеста, подумайте, по какому направлению Вы бы хотели создать свой веб – квест (это учебная деятельность или внеклассная работа по предмету) - может быть, это будет интегрированный веб-квест по нескольким предметам.

Определитесь с возрастной категорией учащихся (подумайте, какие навыки работы в компьютерных программах необходимы для выполнения вашего квеста, и могут ли это ваши дети). Если Вы работаете с маленькими детьми (учителя начальных классов), то возможно привлечение к работе над квестом родителей (то есть совместное выполнение заданий детей и родителей - это тоже очень интересный вариант).

Тема должна быть интересна не только для Вас, но и для учащихся. Определившись с темой, выделите направления работы.

Каждое направление оформите в конкретную роль, которой надо будет дать интересное название (все-таки "квест" - это своеобразная игра, головоломкка, приключение, поэтому игровые,  интригующие моменты здесь просто необходимы, даже в названий ролей, например: следователи, журналисты, сказочники, путешественники, кулинары, адвокаты, искусствоведы и т.д.). Для каждой роли нужно прописать порядок (план) работы, иными словами, инструкции с указанием пошаговых действий, конечного результата и оформления их работы.

Нужно подумать над критериями оценки вашего веб-квеста.

Самое главное в квесте - это путешествие детей по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста. Учителю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут учащимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Поиск учителем нужных сайтов - очень кропотливая задача. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту.

Напишите, что, по вашему мнению, должно стать результатом работы каждой группы.

Таким образом, веб - квест по своей сути является сценарием организации проектной деятельности.  

Для обучающихся начальной школы учителями нашей гимназии были созданы следующие веб-квесты: «Незнакомый Мурманск» (межпредметная область),  целью которого стало пробуждение интереса и накопление знаний об историко-культурном наследии и традициях города Мурманска;  «Природные зоны России» по  предмету «Окружающий мир», цель которого - дать общее представление о понятии "природная зона", изучить природные зоны России (географическое  положение, растительный и животный мир, климат, почвы, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Веб-квест включает в себя следующие этапы: на первом этапе происходит знакомство обучающихся с темой Web-quest. Для того, чтобы учащиеся чётко представляли, над чем они будут работать и к какому результату должны прийти, рекомендуем первый  этап провести на уроке под руководством учителя. На этом этапе  формируются регулятивные и познавательные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, структурирование знаний.

На втором этапе обучающиеся в каждой группе определяют для себя социальные роли, исходя из интересов и склонностей. Если обучающиеся затрудняются в выборе роли, учитель может предложить жеребьевку. На этом же этапе ребята знакомятся с заданиями и вопросами,  на  которые должны ответить при изучении Интернет-источников. Такая работа помогает формировать все виды УУД: постановка и формулирование проблемы, планирование деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

На третьем этапе обучающиеся изучают Интернет-ресурсы (в зависимости от выбранной роли), собирают необходимую информацию  и выполняют творческое задание.  Ребята работают самостоятельно, но могут прибегнуть к помощи родителей или учителя. В процессе такой деятельности у детей формируются навыки смыслового чтения: умение находить в тексте конкретные сведения и факты; определять главную мысль текста; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблиц, схем, диаграмм.

Четвертый этап- совместное создание презентации. Презентация может быть создана в офисном приложении Power Point или на платформе google (шаблон презентации представлен на странице).  В ходе работы над презентацией ученики учатся вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию; подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш­карты); описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида.

На пятом этапе происходит защита проекта на уроке или внеурочном занятии. Перед защитой проекта учитель знакомит учащихся с критериями оценки. Каждый участник команды презентует свою часть изученного материала. Оценка защиты проекта происходит по следующим критериям: содержание (понимание задания, полнота раскрытия темы, логика изложения информации); самостоятельная работа группы (слаженная работа в группе, распределение ролей в группе, степень самостоятельности работы группы); оформление работы (грамматика, подходящий словарь, отсутствие ошибок правописания и опечаток; наглядность); защита проекта (качество доклада, объем и глубина знаний по теме, ответы на вопросы).

Такой вид работы способствует формированию коммуникативных УУД: умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владению монологической и диалогической формами речи.

После защиты проектов обучающимися учитель создает банк ЭОР (презентаций) и творческих работ  по заданной теме.

На сайте web-quest представлена также информация для учителей  и родителей. Страница «Обратная связь»  даёт возможность участникам связаться с разработчиками проекта, получить ответы на возникающие вопросы, оставить свои пожелания. На странице  «Это интересно!» размещены короткометражные документальные фильмы.

Таким образом, веб-квест, как и любой проект,  формирует новые компетенции, в том числе на основе использования ИКТ, повышает мотивацию к самообучению, способствует развитию коммуникативных умений, реализации творческого потенциала, самостоятельности и повышению личностной самооценки.

Список использованных источников
  1. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7.
  2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф,
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Начальное общее образование
Ключевые слова  веб-квест, проектная деятельность, универсальные учебные действия, младшие школьники

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.