Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Использование интеллектуальных карт (карт - памяти, карт - ума) в качестве дидактического материала в начальной школе или «Как научить учиться?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа №4" г.Муравленко ЯНАО
Представлен широкий спектр возможностей технологии mind map(интеллектуальная карта), которая является эффективным инструментом не только для формирования компетентностей учащихся, но и для мониторинга уровня их сформированности.

Мы  живем в век информации. Современный  мир меняется очень быстрыми темпами. Каждое десятилетие объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, очень быстро устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня  всё более востребованными.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать для чего учится, быть мотивированным, уметь общаться, оценивать себя и других. Важно уметь  добывать информацию, затем думать над ней, анализировать, обобщать и систематизировать. Эти требования обозначены короткой аббревиатурой  – УУД (универсальные учебные действия).

К основным функциям УУД относятся:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе».

Как же научить всему этому школьника и главное узнать, чему же на самом деле он научился? Как сформировать УУД, а затем их диагностировать? Что же может прийти на помощь учителю в процессе формирования универсальных учебных действий? Какой инструментарий может быть задействован в процессе обучения?

Одним из способов формирования универсальных учебных действий на уроках в начальной школе,мы считаем, является работа над созданием интеллект – карт. Также встречаются такие варианты перевода словосочетания Mind map,  как «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума».

Рождение данного метода связано с именем Тони Бьюзена, известного писателя, лектора и консультанта, который, в свое время, старался ответить на вопрос: «Как научить учиться?»

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. Она характеризуется тремя основными свойствами:

  • наглядность (ее можно окинуть одним взглядом; вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами);
  • привлекательность (яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно);
  • запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается).

После  прохождения курсов повышения квалификации в г. Москва (2012г.), благодаря специалисту в области интеллект - карт доценту кафедры развития образования АПК и ППРО, Елене Александровне Бершадской, которая представляла для рассмотрения и обсуждения  данный материал, мы узнали о том, что существует два способа построения интеллект-карт:

классический, основанный на использовании цветных карандашей и бумаги (см.  рисунок, на котором изображена интеллект-карта, построенная учащимся по теме «Золотое кольцо России» (курс ОРКСЭ)

 компьютерный, основанный на использовании специальных программ для построения интеллект-карт (см. рисунок, на котором построена интеллект-карта выполненная учащимся в программной среде ConceptDraw MINDMAP)              /p>

Интеллект-карты это инструмент, позволяющий нам учить детей:

  • эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
  • мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. 

Наша задача – вовлечь ребят в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании универсальных учебных действий нам очень  помогает метод интеллект – карт (см. фото).

 

  Рассмотрим составление карты памяти на примере темы «Род и семья» (Курс ОРКСЭ. Модуль «Основы светской этики).

  1. Предмет изучения -  главная идея «Фамилия» представлена картинкой, которая располагается в центре листа или слайда.
  2. Основные темы этой идеи изображаются ответвлениями, исходящими от центральной картинки.
  3. Над ответвлениями  печатными буквами пишется происхождение фамилии, дополняются символами.
  4. Менее важные ассоциации занимают место над линиями, примыкающими к основным ответвлениям (подтемы). На них печатаются  фамилии (см.рисунок).

Технологию интеллект -карт можно успешно использовать, как на учебных занятиях, так и во  внеурочной деятельности.

         

Данная когнитивная карта позволяет:

  • запоминать информацию;
  • воспроизводить информацию, даже если чтение и воспроизведение разорвано по времени;
  • позволяет вернуться в любую часть материала;
  • помогает в усвоении абстрактного материала;
  • позволяет устанавливать взаимосвязи между объектами;
  • помогает учащимся почувствовать веру в свои силы;
  • повышает организованность;
  • углубляет понимание;
  • позволяет хранить информацию в свернутом виде;
  • оценивать информацию с разных точек зрения;
  • фиксировать ключевые моменты;
  • помогает вспомнить детали.

Используемая нами технология mind map, представленная выше, является эффективным инструментом  педагогической деятельности и  не только для формирования компетентностей учащихся, но и для мониторинга уровня их сформированности.

Список использованных источников
  1. Бершадский М.Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения. – М.: Сентябрь, 2011.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Начальное общее образование
Ключевые слова  Век информации, УУД, "Интеллект-карта"

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.