Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Автор: Морина Светлана Алексеевна, грамоты администрации города-курорта Железноводска, грамота Министерства СК, грамота Думы СК, грамота Министерства образования и науки РФ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города-курорта Железноводска
Одна из основных проблем современной школы – отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Возникает резонный вопрос: почему не хотят? У детей отсутствует интерес к учебе, который во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченнос
Хорошо учится тот, кто хочет учиться.

Одна из основных проблем современной школы – отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Желающих учиться год от года становится, увы, меньше, а не больше. Правда, нужно сделать одно уточнение — ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как им предлагают это делать сегодня. Возникает резонный вопрос: почему не хотят? У детей отсутствует интерес к учебе, который во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом.

Чтобы появился у учеников интерес, должен постараться учитель, а именно, эффективно отобрать содержание изучаемого материала (чему обучать?) и выбрать адекватные инструменты передачи и усвоения этого материала (как обучать?). Эти инструменты следует рассматривать с точки зрения организации познавательной деятельности учеников (учения) и профессиональной деятельности учителя (обучения), которые реализуются внутри конкретной образовательной технологии. В процессе обучения учителя часто используют не одну, а несколько технологий, как целостные системы, так и на уровне отельных компонентов. Иногда методы и приемы настолько эффективно дополняют друг друга, что возникает необходимость не просто говорить о возможности их «совместного существования», а говорить о невозможности применениях одних методов обучения без других. В своей статье я хочу затронуть вопрос о применении активных методов обучения и ИКТ.

В начале 90-х, это время начала моей педагогической деятельности, ни о каких ЦОРах и ЭОРах не знали и не слышали, но методы активного обучения в своей деятельности применяли многие учителя. И вот пошел второй год работы в школе. Открытый урок геометрии в 7 классе. Тема урока: «Смежные углы». Хочется чего-то необычного. Урок автор решил начать с кроссворда. Вопросы помогают повторить изученный материал, а ответы – самостоятельно сформулировать тему урока. Каждый вполне может себе представить, сколько времени было затрачено на подготовку сетки кроссворда на доске до урока, а потом, сколько времени ушло на заполнение кроссворда на учебном занятии. Урок прошел хорошо, но много драгоценного времени было потеряно в начале занятия. Иногда сетка оформлялась на ватмане и заполнялась фломастером, но опять проблема времени. Решить эту проблему автор смог только тогда, когда познакомился с программой PowerPoint. И полученный опыт позволяет утверждать, что при фронтальной работе с классом применение АМО «Разгадывание кроссворда» без использования соответствующего ЭОР не просто неэффективно, а недопустимо. Рассмотрим несколько примеров.

Урок алгебры по теме «Теорема Виета» (см. рис.1).

Вопросы:

  1. Уравнение вида ах2+вх+с=0.
  2. Число 3 для уравнения 5х-15=0
  3. Квадратное уравнение, в котором в=0 или с=0 или в=0 и с=0.
  4. Квадратное уравнение, в котором коэффициент а=1.
  5. Равенство, содержащее переменную.
  6. а:в=с. а-?
  7. Его вычисляют при решении полного квадратного уравнения.
  8. Кв. уравнение имеет один корень, если дискриминант …0.

Рис.1. Пример кроссворда к теме «Теорема Виета»

При изучении новой темы работу можно организовать так, что учащиеся самостоятельно прорабатывают новый материал. Применение АМО «Творческая лаборатория», позволяет учащимся в ходе выполнения практической работы сформулировать новые понятия. Эту работу можно организовывать в парах, группах, со всем классом, индивидуально. При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Немалый интерес вызывает у детей работа за компьютером, в ходе выполнения практической работы.

Так при изучении темы «Длина окружности» в 6 классе, ученики выполняют в парах практическую работу: измеряют ниткой длину окружности нескольких моделей, диаметр, а затем находят отношение длины окружности к диаметру. Таким образом, выходят на понятие числа p, а затем уже выводится формула длины окружности. Вычисления сложные, поэтому разрешается пользоваться калькулятором. Но эффективнее, на мой взгляд, учащимся предложить использовать не калькулятор, а ЭОР, созданный в программе Excel (см. рис.2).

Ученики работают с таблицей, в которую вносят значения длины окружности и диаметра, а нахождение их отношения, выполняется автоматически. Это позволяет сэкономить время и вызывает неподдельный интерес у учащихся.

Рис.2. ЭОР для темы «Длина окружности»

Урок алгебры и начал анализа в 10 классе по теме «Показательная функция». АМО «Творческая лаборатория». Учащиеся в таблицу вносят значения аргумента, а значение функции вычисляется автоматически. Затем строят график функции на заданном промежутке, по которому исследуют функцию по плану (см. рис.3).

Рис.3. ЭОР по теме «Показательная функция»

Творчески работающий учитель ведет поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную деятельность учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Активные методы обучения в соседстве с ИКТ позволяют добиться того, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно на каждом уроке.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  ИКТ, активные методы обучения

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.