Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Создание развивающей образовательной среды на основе современных средств и методов обучения

Автор: Нечитайлова Елена Викторовна, 2004 - Заслуженный учитель РФ
МБОУ лицей №1 г.Цимлянск Ростовская область
Данная работа основана на идее интеграции новых электронных средств обучения (Интернет) и технологии развития критического мышления (ТРКМ), которая может быть практически реализована на основе сетевых образовательных ресурсов (платформа «Глобальная школьная лаборатория»). Автор приводит пример организации проектной деятельности учащихся на основе современных возможностей учебного кабинета.
Новые средства порождают новые виды деятельности и новые методы. А. А. Журин

В условиях кардинальных изменений, происходящих практически во всех областях человеческой деятельности за счёт внедрения электронных средств получения, хранения, переработки информации, школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Для достижения этой цели необходимо формирование развивающей информационно-образовательной среды, которая характеризуется как «многоаспектная целостная, социально-психологическая реальность, предоставляющая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных технологий, обеспечивающих сопровождение познавательной деятельности и доступа к информационным ресурсам» [5, с.25].

На современном этапе развития российской школы имеются возможности для формирования развивающей информационно-образоавтельной среды. А именно:

  1. Наличие развивающих личностно-ориентированных педагогических технологий.
  2. Наличие сетевых образовательных ресурсов, способствующих организации проектной, исследовательской деятельности школьников.
  3. Техническая база учебного кабинета: мультимедийные комлексы, мобильные классы, наборы электронных датчиков для проведения исследований в рамках естественного образования, выход в Интернет.

На основе опыта практической работы в области преподавания естественных дисциплин (химия) предлагаем следующий вариант реализации данных возможностей.

Метод обучения - ТРКМ

Используя различные педагогические технологии, мы пришли к выводу об эффективности технологии развития критического мышления (ТРКМ) в случае интеграции с современными электронными средствами обучения.

Исследования, проводимые в конце XX века и в первом десятилетии XXI века, убедительно доказывают тот факт, что для создания развивающей образовательной среды необходимо внедрения в школьную практику методов обучения на основе развития критического мышления школьников.

Что же мы имеем в виду, говоря о «критическом мышлении»? Данный терминчасто ассоциируется с негативной оценкой событий, фактов, суждений. Возможно, это связано с семантикой слова «критический» в русском языке и российской ментальностью. Однако в определении понятия «критическое мышление» нет того негатива, которым обладает слово в языке. В. А. Болотов отмечает: «Критическое мышление обозначает не негативность суждений, а разумное рассмотрение разнообразия подходов и философий с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения» [1, с.70].

Г. В. Сорина считает, что критическое мышление «может быть проинтерпретировано как форма практической логики» [6, с.24]и характеризуется наличием таких умений и навыков как:

  • навык рефлексии над собственной мыслительной деятельностью;
  • навык аналитической деятельности;
  • умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами;
  • навык оценки тех же умений у других людей.

Именно развитие этих навыков является основой для достижения метапредметных и личностных результатов образования, которые указаны в требованиях Федеральногогосударственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования[7, с.8-11].

Основы ТРКМ, как рамочной технологии, основанной на трехстадийной схеме: вызов – осмысление информации – рефлексия, разработаны [3] и широко внедряются в практику работы учебных учреждений, как среднего [3, 8], так и высшего образования [4].

 Однако, учитывая возможности новых средств обучения, мы считаем, что их интеграция в учебный процесс в рамках ТРКМ, повышает эффективность достижения целей образования [8, c.344].

Средство обучения - Интернет

Основным дидактическим свойством, которым обладает сеть Интернет, является хранение и передача информации. Надо отметить, что информация в Интернет представлена в эмоционально-окрашенном виде, что важно для восприятия учащимися. Образовательный потенциал Сети основан именно на содержании опубликованной информации, часть которой создается целенаправленно образовательными и научными сообществами, как для учащихся, так и для учителей.

Использование ресурсов Интернет как средства обучения в рамках ТРКМ имеет следующие преимущества:

  • актуальность материалов Сети, подобранных учителем к уроку, повышает мотивацию изучения темы;
  • мобильность использования блоков учебной информации Сети позволяет организовать работу по развитию навыков отбора и использования необходимого контента;
  • возможность выбора способа деятельности в Сети по организации проектной и исследовательской деятельности способствует развитию навыков планирования и целеполагания;
  • возможность обсуждения результатов работы в сетевых сообществах позволяет развивать коммуникативные навыки, способствует социализации подростков.

Например, образовательная платформа «Глобальная школьная лаборатория» (ГлобалЛаб) [2]  предоставляет контент для организации проектной и исследовательской деятельности школьников по всем предметам школьного курса. Используя возможности ГлобалЛаб, учитель организует работу учащихся как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. На платформе возможна организация:

  • индивидуальной проектной деятельности учащихся;
  • групповой проектной деятельности учащихся;
  • сетевых дискуссий;
  • тестирования по теме проекта (самоконтроль, взаимоконтроль и контроль со стороны учителя);
  • аналитической деятельности по результатам проекта;
  • демонстрация и обсуждение результатов проекта с учащимися других школ в разных регионах страны;
  • публикация авторских работ участников проекта (статьи, рисунки, фотографии), учитывая тот факт, что ГлобалЛаб имеет статус сетевого СМИ.

Важным, принципиально новым дидактическим свойством сети Интернет является интерактивность. Работая на платформе ГлобалЛаб, учащиеся получают обратную связь не только в случае проверки тестов автоматической системой, но, что наиболее важно, ребята получают ответы в виде комментариев на свои творческие работы от сверстников и учителей.

Интеграция новых средств и методов

Примером может служить проект ГлобалЛаб «Ищем самый кислый цитрус». Автор Б.С.Беренфельд.

Рисунок 1. Работа над проектом и защита проекта учащимися 8 класса.

Цели проекта:

  • предметные результаты: изучение понятий «кислотность раствора» и «показатель кислотности» (не используя понятие логарифма), изучение правил определения кислотности при помощи индикатора и цифровых датчиков;
  • метапредметные результаты: формирование навыков проведения эксперимента (получение экспериментальных данных), обработки и представления полученных результатов;
  • личностные результаты: формированиенавыков проведения учебного исследования на основе постановки лабораторного эксперимента.

Целесообразность использования проектной деятельности при изучении темы «Кислотность растворов»:

  1. Формирование интереса к изучению сложной для данного возраста (13-14 лет) теоретической темы «Кислотность растворов» возможно на основе создания личностно значимой контекстной ситуации. В данном случае в ходе работы над проектом учащиеся исследуют знакомые и любимые ими фрукты.
  2. Доступность материалов для исследования и многообразие их форм (8-10 разных цитрусов доступны в продаже) позволяет получить достаточное количество экспериментальных данных для последующего анализа результатов.
  3. Надежность методики эксперимента обеспечивает беспрепятственный ход работы, гарантированный от срывов и методических неудач.
  4. Безопасность проведения эксперимента.

Таблица 1. Развитие критического мышления на основе проекта ГлобалЛаб.

Проектная деятельность учащихся Развитие критического мышления
Планируют проведение эксперимента (оборудование, натуральные объекты для исследования – цитрусы) Умение отбирать необходимую информацию для решения задачи проекта, структурировать информацию и планировать свою деятельность.
Исследуют фрукты, используя цифровые датчики рН.Анализируют результаты своего эксперимента. Умение интерпретировать эмпирические данные на основе изученных теорий.
Представляют результаты своей работы в Анкете проекта, что позволяет другим участникам использовать полученные данные. Перевод полученных данных в иную форму: графическую или текстовую.
Анализируют результаты работы других участников проекта. Навыки работы с информационными блоками по их анализу и оценке.
Принимают участие в сетевых дискуссиях по вопросам проекта.«Какие бывают цитрусовые?», «Не только вкусные, но и полезные» (об аскорбиновой кислоте), «Чем пахнут мандарины?» (о сложных эфирах). Умение аргументировать свои высказывания на основе научных данных, а также умение задавать вопросы и анализировать данные, предоставляемые собеседником.

Умение вести конструктивный диалог на основе взаимоуважения к разным точкам зрения участников дискуссии.
Выступают с материалами проекта на школьных, муниципальных, региональных конференциях. Навыки систематизации информации, вынесения решений и формулировки выводов в ходе публичного представлениярезультатов.

Таким образом, очевиден тот факт, что объективным процессом становится изменение функций учителя в современной школе. И хотя компьютер сегодня является источником информации, средством обучения, практики и контроля, то это несколько не умаляет роли учителя. Наоборот, его возможности значительно расширяются: отбор материала для обучения, организация групповой и индивидуальной работы, управление процессом самостоятельной учебной деятельностью учащихся, организация объективных форм контроля. Учитель на основе современных средств и методов обучения способствует формированию развивающей информационно-образовательной среды.

Список использованных источников
  1. Болотов, В. А. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы /В. Болотов, Д. Спиро // Директор школы. – 1995.- №1. –с.67-73.
  2. Глобальная школьная лаборатория URL: https://globallab.org/ru (дата обращения: 04.04.2015).
  3. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. — М.: Просвещение, 2011. —223с.
  4. Коржуев, А. В., Попков, В. А., Рязанова, Е. Л. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. – 2001.- №5. –с.55-58.
  5. Красильникова, В. А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образование. – 2003.- №4. –с.21-27.
  6. Сорина, Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность : Монография. — М.: Гардарики, 2005. —253с.
  7. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт среднего (полного) общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 63с.
  8. Nechitaylova, E. Cognitive modeling of media lesson / The cognitive modeling. Part II: The 1st International Conference “Cognitive Modeling in Science, Culture, Education” (CMSCE-2013) - Rostov-on-Don: Southern Federal University Press, 2013, - 396p. (p.341-345)
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  критическое мышление, интернет, проект, химия

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.