Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Использование возможностей современных информационных технологий во внеурочной деятельности как инновационного ресурса развития творческого потенциала учащихся

Авторы: Никулина Марина Васильевна 1, Почетный работник общего образования РФ, Стихина Любовь Евгеньевна 2, Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
1 МБОУ СОШ №61 с углубленным изученикм отдельных предметов, 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 61 с углубленным изучением отдельных предметов
В статье рассмотрены некоторые аспекты применения возможностей современных информационных технологий при разработке учащимися основной и средней школы проектов по биологии

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из ключевых направлений развития общего образования определена система поддержки талантливых детей: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе… Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей».

В соответствии с требованием ФГОС для создания развивающей среды необходимо обеспечить внедрение системно-деятельностного подхода при обучении школьников, что будет способствовать активной познавательной деятельности учащихся, их саморазвитию. Большое внимание в новых стандартах отводится использованию возможностей современных информационных технологий.

В настоящее время существует множество электронных образовательных ресурсов по всем предметам, которые можно использовать как на уроках, так и для самостоятельного изучения учебного материала учащимися.

Но ограничиваться только готовыми образовательными ресурсами не следует, т.к. необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого школьника.

Большие перспективы для развития творческого потенциала учащихся предоставляет внеурочная деятельность учащихся. За рамками урока биологии обширный веер выбора:

  • листовки и плакаты в защиту окружающей среды;
  • фоторепортажи и видеофильмы;
  • творческие выступления;
  • КВН, командные игры между классами, школами;
  • участие в научно-практических конференциях.

Использование ИКТ придает вышеназванным формам ещё больший интерес, когда практическим результатом совместной деятельности учителей биологии, информатики и учащихся школы становятся информационные продукты в виде презентаций, обучающих, тестирующих и игровых программ.

Работая над коллективным проектом, учителя имеют возможность проявить себя творчески, как разработчики новых образовательных ресурсов, а учащиеся, помимо этого, - перевести знания, полученные на уроках информатики, на новый технологический уровень: систематизировать и расширить навыки работы в пакете Microsoft  Office, а также в программах, которые не изучаются в школьном курсе информатики (например в AdobeFlash), развить навыки информационно-аналитической и познавательной деятельности (анализа и оценки информации с позиции ее практической и личностной значимости, обобщения, сравнения, синтеза, формализации информации).

Создание любого электронного интегрированного проекта в нашей школе проходит в три этапа:

I. Подготовительный. Сбор необходимой информации (включая графические изображения и звуковое сопровождение) из разных источников (как бумажных, так и электронных), ее систематизация (определение последовательности, в которой будет храниться информация). Выбор программной среды, в которой будет реализован проект (этот выбор зависит от пожеланий заказчика-педагога, а также предпочтений школьников - в какой программе привык работать ученик, изучение какой новой среды ему интересно).

II. Технологический. Практическое создание проекта в выбранной программной среде. Например, при создании презентации, школьникам необходимо определить ее структуру, наметить и разработать содержимое каждого слайда, связь между слайдами через готовые или собственные кнопки, анимацию на слайде и т.п., а также произвести обработку фотографий и рисунков средствами графических редакторов, звуковых файлов - средствами стандартных или специализированных программ Windows. Учителя оказывают любую посильную помощь школьникам, контролируют процесс создания проекта, следят за правильностью и удобством представления информации в проекте.

III. Аналитический. Учащиеся передают конечный электронный результат заказчику-педагогу для дальнейшего использования проекта в урочной и внеурочной деятельности, оформляют проект в бумажном виде, защищают его на научно-практических конференциях, городских, областных и всероссийских конкурсах и т.п.

Но целью внеклассной работы с детьми мы считаем не реализацию конкретных проектов, а саморазвитие личности. При этом каждый ученик движется по своей индивидуальной траектории развития: кто-то уже достиг результатов на уровне города; кто-то - на уровне школы; кто-то - на уровне класса; а кто-то только победил себя и начал свое движение, осознав необходимость творческого роста. Главное - увлечь, помочь поверить в свои силы, создать ситуацию успеха.

Например, подготовка к ежегодно проходящей на городской станции юных туристов «Полюс» игре «Природа Урала» вылилась 2011-2012 учебном году в большую творческую работу. Знания учеников о флоре Среднего Урала очень поверхностны, с удивлением обнаруживаешь, что многие не могут отличить ель от сосны. Получив задание, ребята успешно подготовили свои нестандартные презентации по темам: «Первоцветы Урала», «Растения Красной книги», «Деревья и кустарники», «Фотогербарий». Работа над презентациями разбудила любознательность - главный мотив исследовательского поведения, породила интерес к познанию - залог успешного обучения. Просмотр презентаций других участников команды помимо знаний способствовал развитию критичности, формированию мотивации для творческого роста. Тема увлекла учеников. Погрузившись в проект, ребята захотели подробней познакомиться с флорой Среднего Урала. Два проекта учениц 6А класса Рощектаевой Алены и Кучиной Ирины «Первоцветы Урала» и «Растения Красной Книги» на школьной и городской защите мини-проектов заняли призовые места. Подготовка презентаций разбудила творческую мысль учеников, в результате возникла идея провести игру «Природа Урала» среди учащихся нашего образовательного учреждения. Ученики самостоятельно приготовили вопросы для подготовки к игре, ответы на которые не дублировали игру, а помогали получить знания, позволяющие успешно справиться с игрой. Готовые презентации послужили хорошей помощью для подготовки и консультаций будущих игроков, а сами создатели презентаций выступили консультантами. Эти разработки учащихся 6-х классов заняли первые места в заочном городском конкурсе на станции юных туристов «Полюс». Работа над проектом «Природа Урала» способствовала формированию таких личностных качеств, как любовь к Родине, осознание своей сопричастности и ответственности за благополучие природы, экологическое мышление, был приобретен опыт пропагандистской природоохранной деятельности. Ведущая роль педагогов не подавляла у школьников внутреннего чувства, что проблемы и пути решения выбраны самостоятельно. Работа шла плодотворно, так как цели и задачи отвечали потребностям и интересам детей. Так простая подготовка к игре вылилась в большой творческий проект, в который оказалась вовлечена вся школа.

Теперь игра-путешествие, названная нами «Биологический квест» (https://yadi.sk/d/serP4duhg3dmg), традиционно проходит в нашей школе в рамках подготовки к празднику «Всемирный День Земли» по параллелям 6-9 классов.

В ходе работы над проектами у каждого из учеников формировалась готовность к самостоятельной творческой, исследовательской и проектной деятельности и способность ее осуществлять. Успешная реализация проектов способствовала социализации учеников. Четыре участника и создателя в дальнейшем, в 7 классе, приняли участие в разработке проектов по Висимскому заповеднику и победили, были поощрены поездкой в летний экологический лагерь; в 8 классе являлись призерами и победителями городской научно-практической конференции. В 2013-2014 учебном году восьмиклассник Подплетнев М. и ученица 10 класса Елисеева Е. с проектом «Экологические тропы» стали победителями Общероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» (http://project.1september.ru/works/605375), а также успешно выступили на III Международном Евразийском форуме «Туризм и гостеприимство». Интересные проекты других участников  вдохновили на создание нового проекта. Сейчас Подплетнев М. и Рощектаева А., учащиеся 9-х классов, работают над созданием мультимедийного продукта «Путеводитель по Нижнему Тагилу». Оригинальность этого путеводителя в том, что по нему можно будет совершить путешествие не только по трем современным районам нашего города (Ленинскому, Дзержинскому и Тагилстроевскому), но и во времени. Путешествие из века в век будет знакомить с достопримечательностями Тагила, музеями города; вся информация будет дублироваться на двух языках: русском и английском.

Наиболее успешные презентации, подготовленные ребятами, используются на уроках биологии, фотогербарий - в работе над проектами по биологии.

Кроме того, компьютерный вариант игры «Что? Где? Когда?», являющийся одной из станций игры «Биологический квест»,  применяется (начиная с 2012 года) не только на внеклассных мероприятиях по биологии, но и информатики, математики (учителя школы предоставляют Подплетневу М. список вопросов и ответов, которые заносятся в исходный файл, и компилируется новая игра). В 2013 году Подплетнев М. участвовал с игрой «Что? Где? Когда?» по теме «Сталинградская битва» в городском конкурсе «История войн в играх» и занял III место.

Можно сделать вывод, что коллективная (учителя+ученики) разработка интегрированных информационных проектов позволяет:

  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения;
  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
  • развить навыки информационно-аналитической и познавательной деятельности учащихся (анализ и оценка информации с позиции ее практической и личностной значимости, обобщение, сравнение, синтез, формализация информации), систематизировать и развить навыки работы школьников в современных программных средах;
  • организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному приобретению и представлению знаний;
  • развить познавательную, творческую и исследовательскую деятельность учителей и учащихся.
Список использованных источников
  1. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006.
  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ от 04.02. 2010 №Пр-271. Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591. - Дата обращения: 19.10.2014.
  3. Программа «Одарённые дети» МБОУ СОШ №61 на 2012-2015 годы
  4. Трефилова С.Ю. Использование ЭОР в образовательном процессе. // http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/11/05/ispolzovanie-eor-v-obrazovatelnom
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  образовательные ресурсы интегрированные проекты

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.