Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Создание и реализация электронного учебно-методического комплекса по предмету ТЕХНОЛОГИЯ

Авторы: Волкова Татьяна Михайловна 1, Васильева Ольга Героевна 2
1 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 89 Калининского района Санкт-Петербурга, 2 ГБОУ СОШ №89 Калининского района Санкт-Петербурга
Электронный учебно-методического комплекс предназначен для преподавания уроков технологии для девочек 5-7 классов в общеобразовательном учреждении. Все файлы классифицированы в виде разделов планирования учебной программы (восемь блоков). Электронный УМК содержит: презентации, иллюстрированные технологические карты, тестовые задания, дидактический материал, рабочую тетрадь для 5 класса.

Применение современных компьютерных технологий на уроке позволяет учителю проводить обучение на новом, качественном уровне.

Для создания электронного УМК по предмету технология мы использовали программы пакета MicrosoftOffice: Word, PowerPoint, Excel; MacromediaFlashдля создания мультфильмов по выполнению машинных швов и AdobePhotoShopдля обработки фотографий.

В электронном УМК применена простая система поиска нужной информации. Все файлы классифицированы в виде разделов планирования учебной программы (восемь блоков).

1. Папка «Вводное занятие» содержит:

  • обзорные презентации;
  • санитарно-гигиенические требования, правила внутреннего распорядка, правила безопасности при работе в кабинетах технологии и кулинарии.

2. Папка «Кулинария» содержит:

  • презентации к урокам, которые делают текст из учебника максимально иллюстрированным и дают дополнительную информацию;

Рис 1. Титульный слайд презентации к теме «Бутерброды».

  • презентации с историей блюда и технологической последовательностью выполнения практических работ;

Рис 2. Титульный слайд презентации «Салат «Оливье»».

  • иллюстрированные технологические карты для выполнения практических работ.

Рис 3. Технологическая карта «Винегрет».

3. Папка «Материаловедение» содержит:

  • информационно-иллюстративные презентации с элементами закрепления и повторения в виде тестов и лабораторно-практических работ.

Рис 4. Титульный слайд презентации «Лён».

4. Папка «Машиноведение» содержит:

  • презентацию с историей создания швейной машинки;
  • презентацию-классификацию всех машинных швов (с подробным описанием каждого шва);
  • иллюстрированные инструкционные карты по выполнению машинных швов;
  • мультфильмы по технологии выполнения машинных швов.

Рис 5. Скриншот мультфильма «Запошивочный шов».

5. Папка «Проектирование и изготовление швейного изделия» содержит:

  • информационно-иллюстративные презентации с элементами проектной деятельности;

Рис 6. Титульный слайд презентации «Моделирование юбки».

  • презентации по конструированию и моделированию, благодаря эффектам анимации, наглядно в динамике демонстрирующие процесс построения чертежей и моделирования изделий, создающие условия для усвоения очень сложной темы;
  • презентации по технологии изготовления швейных изделий, наглядно демонстрирующие технологический процесс изготовления изделий и обработки отдельных узлов;

Рис 7. Титульный слайд презентации «Обработка застежки тесьмой-молнией».

  • видеоролики по технологии обработки отдельных узлов.

6. Папка «Декоративно-прикладное творчество» содержит:

  • обзорную презентацию по видам рукоделия;
  • презентации с мастер-классами по технологии изготовления различных изделий;

Рис 8. Титульный слайд презентации «Чехол для сотового телефона «Мышка»».

  • разработку урока «Вязание по схеме крючком» (конспект, презентация, тестовые задания, раздаточный материал, видеоролики);
  • авторский электронный учебник «Вязание крючком от А до Я» (обучающий курс, систематизированная библиотека из обзорных презентаций и 1000 моделей с описанием технологии изготовления и схемами - 5 CDдисков);

Наклейка 4.jpg  Наклейка 5.jpg

Рис 9. Наклейки на диски.

  • презентации по дополнительному образованию.

Рис 10. Титульный слайд презентации «Карнавальные костюмы».

7. Папка «Творческие проекты» содержит:

  • презентацию с технологической последовательностью выполнения проекта;
  • лучшие творческие проекты учащихся, представленные в форме компьютерных презентаций.

           

           

           

Рис 11. Слайды из презентации проекта ученицы 7 класса.

8. Папка «Контрольные задания» содержит:

  • кроссворды для индивидуального тестирования (в формате Word, Excel);

Рис 12. Скриншот кроссворда по теме «Овоши».

  • тесты для индивидуального тестирования (в формате Word, Excel);

Рис 13. Скриншот теста.

  • тесты для фронтального опроса (в формате PowerPoint);
  • презентации к урокам-играм.

Рис 14. Титульный слайд презентации к уроку-игре.

Учитель совсем не обязан строить весь урок с использованием компьютерных технологий и использовать их на каждом уроке. Иногда они могут пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.

В начале урока мы используем мозговой штурм – задания в виде триггеров, которые позволяют проверить знания и ввести учеников в новую тему.

 

 

Рис 15. Слайды из презентации «Раскрой изделия с цельнокроёным рукавом».

На этапе изучения темы "Конструирование и моделирование" учащиеся стали быстрее понимать сложные идеи в результате ясной, эффективной подачи материала. Весь процесс построения чертежа показан в динамике с помощью эффектов анимации. На слайде появляется строка технологической карты и появляющаяся красная линия показывает нужное построение. Также появляются красные точки и их названия. На следующем слайде красные цвет заменяется на черный, появляется следующая строка технологической карты, а красная линия выполняет новое построение.

 

Рис 16. Слайд из презентации «Конструирование прямой юбки».

 

 

Рис 17. Слайды из презентации «Техническое моделирование юбки».

При создании презентаций к урокам используем гиперссылки на аудио- файлы, видео-файлы и документы Word. Например: тема «Машинные швы». Дана полная классификация машинных швов, со слайда шва по гиперссылке можно открыть документ Wordс инструкцией или авторский видеоролик.

    Рис 18. Слайд из презентации «Машинные швы».

Для того чтобы учащиеся могли работать в своём темпе, мы даем им возможность самостоятельно обращаться к материалам урока. Например, при изучении темы «Вязание крючком» учащиеся со слайда «содержание» по гиперссылке переходят на нужный им слайд. Используя прикреплённый ролик или картинки, учатся вязать различные рисунки, читать схемы.

    Рис 19. Слайды из презентации «Вязание по схемам».

Электронные файлы наглядно показывают технологический процесс изготовления изделий и обработки отдельных узлов. Это – видеоролики, технологические карты и презентации с мастер-классами, созданные самостоятельно или скачанные из интернета.

Рис 20. Слайд из презентации «Раскрой ночной сорочки».

Для закрепления новой темы и проверки знаний мы создали кроссворды, тесты, игры, выполненные в формате Word, Excel, PowerPoint.

    Рис 21. Слайды из презентации к тесту «Работа на швейной машине. 7 класс».

На основе учебной программы и электронного УМК мы создали рабочую тетрадь для 5 класса, в которой отражены необходимые теоретические сведения по всем разделам учебной программы, лабораторные и практические работы, инструкционные карты, тестовые задания, проектная деятельность.

    Рис 22. Страницы рабочей тетради.

Для реализации электронного УМК кабинет оснащен необходимым оборудованием:

  • ПК (с приложениями: MicrosoftOffice: Word, PowerPoint, Excel; Flash-player, проигрыватель Windows Media для просмотра видеороликов;
  • мультимедийным проектором,
  • экраном;
  • принтером.

Учитель представляет материал на большом экране с помощью мультимедийного проектора. Любой учащийся может посмотреть учебный материал по теме на ПК в классе. Нужные для работы страницы раздаточного материала распечатываются на принтере.

Реализуя на практике электронный УМК, мы пришли к выводу, что использование компьютерных технологий:

  • увеличивает количество иллюстративного материала, делает объяснение учителя интересным и наглядным;
  • позволяет ученикам быстрее воспринимать информацию, находить самостоятельные решения, принимать участие в групповых обсуждениях, пробуждая интерес к уроку;
  • помогает проводить проверку знаний как индивидуальную, так и всего класса и обеспечивает грамотную обратную связь «ученик – учитель»;
  • мотивирует учащихся к защите своих проектов в форме компьютерной презентации;
  • дает возможность организации дистанционного обучения;
  • при наличии единой базы демонстрационных и методических материалов у учителя высвобождает больше свободного времени для самообразования.

Яркие образы, конкретность, доступность, безусловно, развивают у учащихся положительную мотивацию к изучению предмета.

Список использованных источников
  1. Технология: 5 класс : Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под ред. В.Д.Симоненко. - 4-е изд., перераб. - М.:Вентана-Граф, 2007. - 198с.: ил.
  2. Технология: 6 класс : Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под ред. В.Д.Симоненко. - 2-е изд., перераб. - М.:Вентана-Граф, 2007. - 208с.: ил.
  3. Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. - М.:Вентана-Граф, 2013. - 192 с.: ил.
  4. Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. - М.:Вентана-Граф, 2013. - 192 с.: ил.
  5. Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. - М.:Вентана-Граф, 2013. - 160 с.: ил.
  6. Интернет-источники.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  Учебный предмет технология, информационные технологии, учебно-методический комплекс, доступность, мотивация к обучению

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.