Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Проектная деятельность на уроках математики посредством сервисов Web2.0

Автор: Кустова Марина Леонидовна, Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за победу в конкурсе лучших учителей Российской Федерации, 2009г.,Благодарственное письмо Законодательного Собрания Ямало-Ненцкого автономного округа 2009г.,Почетный работник общего образования Российской Федерации, 2013г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17
Данная публикация содержит описание применения метода проектов посредством сервисов Web2.0 на уроках математики, а также сетевое взаимодействие обучающихся в информальной среде.
Великая цель образования - это не знания, а действия! Герберт Спенсер.

Одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать  формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями, а это значит, обучающиеся должны быть мотивированы на развитие познавательного интереса и творческих способностей.

Важнейшими средствами развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся выступает содержание и технология обучения. Но эти средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность обучающегося, в том случае, если сам учащийся принимает участие в конструировании. Не всякое содержание может быть сконструировано самими учащимися, а лишь то, которое является предметом их непосредственной практической деятельности, направленной на проектирование и создание определенного продукта. Этим обуславливается актуальность и необходимость в современном развивающем образовании продуктивных, деятельностных методов, к числу которых относится «метод проектов».

Метод проектов является одной из форм исследовательской, познавательной, творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития познавательного интереса и творческих способностей. На сегодняшний день в нашей стране известны проекты и результаты их реализации в практике обучения различным гуманитарным и естественным дисциплинам: истории, литературе, географии, биологии, химии и др., но не так много информации об использовании этого метода в обучении математике. Очевидно, сложность самой математики часто служит оправданием для традиционной позиции учителя, ведь проще подробно объяснить и «нарешать» определенное количество стандартных примеров, чем создать детям условия для самостоятельного изучения нового или самостоятельного обобщения и систематизации пройденного материала. Важно не только дать твердые знания математики, но и увлечь школьников этим предметом, обучить мыслительным операциям сравнения, классификации, обобщения, анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, проведению практических экспериментов, умениям делать аргументированные выводы, применять знания к решению новых задач и проблем, не отпугивать их излишней серьезностью науки. В старших классах (10-11 кл.) все разделы математики целесообразно заканчивать уроками обобщения и систематизации материала. При этом школьники часто испытывают определенные трудности, которые могут повлиять на их отношение к изучаемому предмету. В этом отношении компьютерные технологии могут оказать существенную поддержку.

В данной работе в качестве содержания, на основе которого предлагается использовать сетевые сервисы Web2.0 на платформе Google, рассматривается организация исследовательской деятельности (метод проектов) при классификации методов или способов решения различных видов уравнений. Среди уравнений, которые есть в разделах ЕГЭ как в заданиях части 1, так и в заданиях части 2 есть много нестандартных по методу решения, развивающих жажду познания и творчества. Учитывая интерес учащихся к компьютерным технологиям и склонность к сетевому общению, как к современному формату взаимодействия, метод проектов позволяет перейти на более высокий уровень мотивации обучающихся к изучению и исследованию математических объектов, в том числе через информальное образование. Для творчества и развития познавательного интереса нужно время и дополнительные источники информации, поэтому больше склоняюсь к творческим домашним работам: придумать синквейн по предложенной теме, создать презентацию своего метода, придумать рекламу своего метода, выпустить буклет или мини-газету своего метода.

Одним из примеров использования проектной деятельности посредством социальных сервисов образовательной Галактики Intel, реализованных мною на практике, является проект по алгебре и началам анализа для учащихся 10-го класса “Нахождение способов решения одного тригонометрического уравнения”. Заключительный этап этого проекта - урок систематизации и обобщения знаний учащихся по теме: “Преобразование тригонометрических выражений” на примере решения одного тригонометрического уравнения разными способами. Данный материал является обязательным для изучения и традиционно выносится на итоговую аттестацию. Кроме того, тема имеет практическое применение в алгебре, геометрии, физике и в других предметах, где мы сталкиваемся с разнообразными задачами, решение которых связано с решением  тригонометрических уравнений. Так же параллельно с работой в классе, планируется самостоятельная деятельность учащихся по поиску, отбору, систематизации и представлению информации. Работа по проекту осуществляется с помощью виртуальных рабочих тетрадей, тетради созданы на основе сервисов Web2.0. Результаты самостоятельной, познавательной работы учащиеся оформляют в виде буклета, презентации, мини-сайта.  Учебный проект длится  3 недели и рассчитан на 10 учебных занятий и 4 внеурочных занятия.

Подготовительный этап проекта заключается в том, что класс делится на четыре группы, которые самостоятельно готовят к заключительному уроку мини-проект – это домашняя работа. Каждая группа собирает «копилку» тригонометрических уравнений (не менее 10), решает их различными способами.

Совместно с группами разрабатывается маршрут, группы  делят обязанности внутри группы и назначаютлидера группы, определяют вид защиты проекта, придумывают рекламу способа - синквейн,  работу оформляют в виртуальной тетради.

Обязанности внутри группы:

  • Один ученик подбирает  весь теоретический материал по данным заданиям. Цель: объединить  теоретический материал по данному модулю в единую  презентацию и выложить ее в совместный доступ, с помощью онлайн-презентации Google. («Теоретик группы»);
  • Один ученик подбирает ЦОР и средства Intel, которые наиболее эффективны. Его  задача:  создать базу данных сайтов, ресурсов, которые максимально смогут помочь в   подготовке к защите проекта («Аналитик группы»); В данном случае такими ресурсами являются сервисы визуализации данных Caccooи Linoit. Также значимым является применение возможностей онлайн-офиса Google, при помощи которого была создана таблица продвижения обучающихся, а также создана форма мониторинга деятельности обучающихся.
  • Два ученика  решают  задания на один из способов каждый. Затем обучают  каждого члена группы. («Практики группы»).

Следующий этап: отработка двух способов, используя «копилку».

Учащиеся с помощью социальных сервисов образовательной Галактики Intelсоздают общий групповой проект, основа которого сетевое взаимодействие. Всю работу они проводят в виртуальных рабочих тетрадях – сервис Google, предназначенный для дистанционного взаимодействия обучающихся, контент которого наполнен как практическим, так и теоретическим материалом. На заключительном уроке-конференции группы презентуют свои проекты и создают общую презентацию  Google-презентацию, а также при помощи методов формирующего итогового оценивания проводят рефлексию пройденного материала. Рефлексия осуществляется на основе виртуальной доски WikiWall– позволяющей обмениваться информацией в едином пространстве. Работа класса по сбору информации, и ее представления в необходимом формате определяется посредством эпистемотеки. Эпистемотека – это своеобразная «надстройка» над уже имеющимися образовательными сайтами и Интернет-ресурсами. Все участники образовательного процесса имеют открытый доступ к информационным ресурсам, с которыми они могут работать одновременно. Так же, используя сервисы Web2.0 и созданный ранее акаунт для доступа к информационным ресурсам, формируется дистанционная, сетевая работа учащихся, которая может проходить как одновременно в режиме Online, так и по отдельности, в зависимости от свободного времени. Эти сервисы позволяют совместно работать над одним проектом не только в классе, но и дома, дистанционно.

Проект содержит большое количество фото, видео и графических  материалов. Их обработка осуществляется также посредством использования виртуальных сервисов, а именно Graphing– редактор построения диаграмм и графиков, Fishup, Picasa- фоторедакторы и Movavi– видеоконвертер онлайн.

Стоит отметить, что работа в классе строится на основе использования модели «1 ученик: 1 компьютер», разработанной в рамках программы Intel Learning Series, Classmate PC компьютер-трансформер с поворотным сенсорным экраном, благодаря которому этот компьютер может использоваться и как ноутбук, и как планшет.Один  из  основных  компонентов  программного  обеспечения - система управления классом Classroom Management, позволяющая организовывать виртуальные классы — среду, где формируется живой образовательный процесс, использующий школьную сеть и Интернет. Виртуальный класс позволяет учащимся и учителю вести урок и общаться в сети в режиме реального времени. В кабинетах школы имеются мобильные кейс-комплекты с нэтбуками-трансформерами. Учащиеся имеют свободный доступ к этому оборудованию. По всей территории школы установлено оборудование для передачи и получения информации посредством Wi-Fi. В течение времени нахождения в школе учащиеся имеют возможность пользования нэтбуками, компьютерами библиотеки, обрабатывать информацию, работать над проектом, получать консультации, как по сети, так и очно. На нэтбуках-трансформерах установлено программное обеспечение, которое позволяет работать ученикам в группах, парах, с учителем. Все компьютеры управляются опосредованно модератором-учителем или педагогом – организатором. Таким образом, формируется сетевая и технологическая структура, которая позволяет работать над одним и тем же проектом большой группе участников образовательного процесса.

Приходим к выводу, что метод проектов с использованием ресурсов образовательной программы Intel сервисов Web2.0 развивает мотивацию обучающихся к научно-исследовательской деятельности, способствует погружению в информальную среду, формирование которой, в свою очередь, является неотъемлемым процессом современного образования.

Список использованных источников
  1. Classmates: социальная сеть (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://Classmates.com
  2. Tim O’Reilly – What Is Web 2.0 // Компьютерра. – 2005, № 37 (609), 38 (610)
  3. Таранов А. Что такое web 2.0? (Электронный ресурс) // ШколаЖиз- ни.ру: познавательный журнал. – 2007. – Режим доступа: использовния web 2.0
  4. https://sites.google.com/site/school17web20/
  5. https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=13&showentry=2890
  6. https://edugalaxy.intel.ru/assets/elements/3/resources/Range_of_Use/index.html
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  Метод проектов, сервисы Web2.0,сетевое взаимодействие, информальное образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.