Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Применение сетевых образовательных приложений в формировании ИКТ-компетентности обучающихся в обучении русского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 г. Белая Калитва
Современное информационное общество требует от личности владения ИКТ-технологиями, что обеспечивает успешность её самореализации в современных условиях. «Портрет выпускника» формирование которого ставится во главу угла в законе об образовании и ФГОС, определяет перед современным педагогом задачи, реализация которых не возможно без владения и применения современных ИТ и ИКТ, причём как самим педагогом, так и обучающимся. В тезисе приводится обобщение опыта применения учителем русского языка и литературы сетевых образовательных приложений как фактора повышения качества обучения и преподавания в школе в современных условиях.

Закон об образовании, а затем и ФГОС, определяют основную задачу современной школы - сформировать успешную личность, владеющую коммуникативными навыками, способную к самоорганизации и самоопределению.  Работа на удалённую перспективу будет качественной у высокомотивированной личности, но, как же быть с обучающимися среднего звена? Выход, по моему мнению, в применении доступных ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.

В своей методической работе по повышению уровня мотивации обучающихся и качества обучения учитель для достижения образовательной цели применяет  разнообразные педагогические приёмы, формы и методы обучения. Условия обучения, начиная от индивидуальных особенностей классного коллектива и заканчивая  общественным прогрессом определяют выбор тех или иных форм методической работы педагога.

Думаю, что многие учителя с удовольствием используют в своей работе различные информационные ресурсы, размещённые в сети Интернет. Есть немало сетевых образовательных ресурсов, на которые можно и нужно опираться учителю, желающему повысить качество обучения своих учеников. Это, безусловно, в первую очередь, сайты ФИПИ, Министерства образования РФ и каждого субъекта Федерации, сайты, позволяющие пройти учащимся онлайн-тестирование и т.п. Но ничто не может заменить общения учащегося с учителем-практиком, которому известны все нюансы преподавания, который способен помочь понять ошибку, объяснить, показать пути решения. И здесь педагогу необходимо оптимально и обосновано сбалансировать традиционные и инновационные технологии в обучении.

Для практической работы обучающихся я выбрала сайты опытных педагогов, учителей русского языка и литературы Елены Алексеевны Захарьиной и Любови Михайловны Бенделеевой. Хороши сайты именно тем, что сюда может войти любой учащийся и не только разобраться с теорией, увидев схемы, опорные конспекты, презентации по различным темам, но и тут же попробовать пройти тестирование и увидеть свой результат. Девятиклассники с удовольствием выполняют онлайн-тесты  по русскому языку, которые соответствуют форме экзамена этого года, причём, разобравшись со своими ошибками, могут повторить попытку. Таким образом, и ученик, и учитель (который видит результаты своего ученика) получают объективную картину готовности к ОГЭ и могут выстраивать уже индивидуальный маршрут подготовки к экзамену. 

Учащиеся 5-8 классов на сайте Е. А. Захарьиной имеют возможность проверить свои знания самостоятельно по различным темам предметной области «Русский язык» и «Литература» и получить независимую оценку.

С этого учебного года я и мои учащиеся работаем с приложением  «ЯКласс», который предусматривает возможность дистанционного обучения.  Изучая самостоятельно любую тему русского языка, ребёнок имеет возможность ознакомиться с теорией, пройти тренировочные упражнения, и тесты, перед каждым заданием которых есть образец  и пошаговое объяснение выполнения. Тест можно проходить неограниченное количество раз, пока тема не будет усвоена достаточно хорошо. Как учитель, я использую другую функцию этого ресурса - проверочные и контрольные  работы на оценку, которые можно выполнять как дома так и в школе на уроке за ограниченное количество времени. Каждый ребёнок получает свой вариант. Кроме того, огромную возможность для закрепления и отработки учебного материала имеют домашние задания, которые я задаю в «ЯКлассе»

 Огромный интерес у  школьников этот ресурс вызывает тем, что есть возможность видеть реальную картину своих успехов, корректировать знания и даже спланировать свою будущую отметку. Это очень мотивирует учащихся, их работу на перспективу, повышает познавательный интерес и в конечном результате итоговую оценку за четверть.  В этом прослеживается и метапредметность: развитие интереса не только к русскому языку, но и к другим предметам, таким как информатика, математика (расчёт процента выполнения и предполагаемого среднего балла), коррекция отношений внутри класса (рейтинг учащегося в классе), создание ситуации  успеха и здоровой конкуренции в коллективе (что предусмотрено  ФГОС), реализуется и воспитательная функция педагога (коллектив объединяется в общей цели - стать конкурентным среди других классов школы, внутри класса, а в конечном итоге вывести свою школу в топ самых активных школ).

Удивительным было то, что школьники впервые за весь мой педагогический опыт стали сами просить дать им домашнее задание. Ребятам хочется чувствовать себя современными, шагающими в ногу со временем.  Интернет-технологии привлекательны для подростков, понятны им и потому интересны. Качественное выполнение домашней работы стало традиционным в моих классах.

Возможности приложения предусматривают создание учителем и своих собственных проверочных работ, а не только использование готовых, существующих в 30 вариантах по каждой теме. Это не только развивает, но и показывает личную ИКТ- компетентность педагога.

Может ли современный педагог в современных условиях формировать современную личность без использования в своей методической работе современных технологий? Думаю, что сама постановка вопроса даёт нам ответ - нет, а это означает, что педагогу не стоит бояться применять новое в своей работе, но для этого необходимо постоянно заниматься самообразованием и самоанализом, и тогда эти технологии будут полноценно выполнять свои инновационные функции в достижении образовательной и педагогической целей.

Список использованных источников
  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  ФГОС, портрет выпускника, успешная личность, русский язык, литература, мотивация, сетевые технологии, инновационные технологии, образовательные ресурсы, сетевые ресурсы, образовательные приложения.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.