Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Лаборатория английского языка "17.lingva.nur" как путь формирования открытой образовательной среды

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17
В публикации содержится информация о создании лингвистической лаборатории на базе образовательной организации с целью организации сетевого взаимодействия обучающихся, развития коммуникативной компетенции и формирования навыков дистанционного обучения
«В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться» Элвин Тоффлер

   Перемены, происходящие в современном обществе, глобальная информатизация общества, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

      Информационная революция быстро меняет мир, предоставляя людям принципиально новые решения и возможности во всех сферах его жизнедеятельности. Но вместе с очевидными благами, которые она уже дала, информационная революция несет с собой и совершенно новые проблемы. Одна из таких проблем -отсутствие навыка работы с информацией, т.е. отсутствие навыков познавательной деятельности. Поэтому в образовательных учреждениях необходимо искать такие методы, технологии и приемы, которые будут направлены на оценку и формирование метапредметных навыков и умений учащихся.
 

Одной из форм развития образовательной среды МБОУ СОШ №17 является использование сетевых интерактивных технологий на основе технологии Веб 2.0, которая является платформой, на базе которой мы можем общаться с другими людьми, используя все богатство цифрового языка с его множеством мультимедийных форматов. Такая форма взаимодействия позволит уйти от среды потребления и предосталения ресурса к среде, в которой будет налажено взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса.

 Как вариант решения сложившейся проблемы в педагогике появляется термин "сетевое взаимодействие". Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования. В центре сетевого взаимодействия находится не информация сама по себе, а персона и событие.

Достижение стратегической цели по разработке и апробации современной модели школы, создающей условия для формирования качеств личности выпускника, предусмотренных перспективной моделью, невозможно без использования новейших инновационных практик и проектов. Для решения задач, связанных с формированием коммуникативной компетентности учащихся, требуется обеспечить возможность осуществления коммуникационных проектов на основе информационно-коммуникационных технологий.

Именно это направление наиболее органично вписывается в современные условия существования образовательного учреждения,  характеризуемые открытостью информационного пространства и широким внедрением системно-деятельностного подхода в образование. Особое значение данная деятельность приобретает и при формировании иноязычной коммуникативной компетентности (ИКК).

Формирование ИКК может осуществляться на основе принципов конвергенции. Конвергенция (от лат. converge– «сближаю») - процесс сближения, схождения. В контексте преподавания иностранных языков конвергенция рассматривается как процесс, охватывающий либо фрагменты языковой системы, либо весь язык в целом. Ареал действия в данном случае является конвергентной зоной, на основе которой складываются так называемые языковые союзы.

С целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции на основе принципов конвергенции в МБОУ СОШ №17 г. Новый Уренгой создана информационно-коммуникационная лаборатория 17.lingva.nur, содержательная сторона которой заключается в разработке и экспериментальной апробации на уровне школы эмистемотеки - особого ресурса, позволяющего работать со знаниями в насыщенной информационной среде. Это не собрание книг, а собрание живых идей, вопросов, проблем науки, использование возможностей, предоставляемых Интернет-технологиями при формировании коммуникативной компетентности учащихся, в том числе иноязычной.

Проект создания лаборатории включает в себя следующие направления деятельности:

  1. Техническое воплощениекоммуникационной лаборатории
  2. Подготовку кадрового ресурса для введения коммуникационных проектов с использованием ИКТ в практику  учебной деятельности по формированию коммуникативной компетентности учащихся, в том числе иноязычной.
  3. Разработку и апробацию эпистемотеки проекта
  4. Анализ результатов экспериментов и создание методических рекомендаций для обмена опытом.
  5. Определение перспективных направлений расширения образовательных и воспитательных возможностей лингвистической лаборатории.

В настоящее время проблема эффективного использования средств ИКТ в предметном обучении стала темой целого ряда научных исследований. При этом чаще всего рассматривается программно-аппаратная часть проблемы: создание медиатек, внедрение специальных программно-прикладных средств учебного назначения, использование готовых компьютерных лабораторий при изучении предметов естественнонаучного цикла. Но использование тех же средств ИКТ для реализации заложенного в них коммуникационного потенциала рассматривается чаще всего как некие потенциальные возможности, редко реализуемые на практике. В лучшем случае используется поиск информации в сети Интернет, реже – традиционные формы дистанционного обучения (тестирование, участие в сетевых олимпиадах). В связи с этим основополагающий вопрос проекта заключается в том, как учиться самому в XXIвеке и какие технологии сетевого взаимодействия могут помочь в этом школьнику.

Специфика предлагаемого проекта, направленного на выявление и апробацию методик комплексного использования средств ИКТ для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, заключается в следующем: в качестве основного средства достижения поставленных целей  выступает использование современных информационных и коммуникационных технологий;системный подход к использованию коммуникационных возможностей, заложенных в ИКТ; в проект заложены возможности дальнейшего расширения вовлекаемой в учебную деятельность аудитории.

Лаборатория представляет собой аудиторию с возможностью функционирования 25 компьютерных рабочих мест ученика и одного ПК преподавателя, оснащенных вебкамерами и подключенных к серверу школы по локальной сети. Сервер школы подключен к сети Интернет по высокоскоростному оптическому каналу связи и оснащен требуемым серверным программным обеспечением, системами защиты и распределения доступа. Мультимедийное оснащение лаборатории должно включать интерактивную доску, проектор, Интернет-камеру, беспроводные средства проведения презентаций. Отдельным модулем коммуникативной лаборатории должна стать составляющая, включающая в себя современные средства организации мобильной телеконференции для возможности организации коммуникационных проектов на базе внешних учебных аудиторий, общешкольных мероприятий, учебной и проектной деятельности в других учебных заведениях.

Основу эпистемотеки проекта составляют предметные модули. Каждый модуль представляет собой набор тем для исследовательских работ учащихся и векторы реализации по данным исследованиям. Модуль может иметь два направления – исследовательское и проектное. Работа лаборатории строится на основе технологий Intelи сервисов web2.0, являющихся основой сетевого взаимодействия обучающихся.

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие знания и умения:

  • Личностные: взаимодействовать со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  • Метапредметные: определять и понимать, что такое сервисы web 2.0; применять сервисы web 2.0 в изучении английского языка; работать индивидуально и в группе; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владеть основами самоконтроля и самооценки; планировать и регулировать свою деятельность.
  • Предметные: осознанно использовать речевые средства на английском языке в соответствие с коммуникативной задачей; владеть устной и письменной речью на английском языке.

Создание коммуникационного центра и тесная его интеграция в учебно-воспитательный процесс школы будут способствовать достижению нашимивыпускниками уровня, предусмотренного перспективной моделью выпускника, формируя коммуникативную компетентность учащихся, в том числе иноязычную .  На наш взгляд, дальнейшее использование проекта возможно в любом образовательном учреждении, элементы проекта (технологическое построение лаборатории, система проведения коммуникационных проектов) можно использовать в общеобразовательных школах любого профиля для формирования коммуникативной компетентности учащихся.

Список использованных источников
  1. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков. Волгоград, 2008.
  2. Лингвистический энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1990
  3. Палкова А.В. Применение сервисов Веб 2.0 в преподавании иностранных языков // Преподавание иностранных языков в мультимедийном пространстве: сб. науч. ст. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012. – С. 69-85
  4. Тим О’Рейли. Что такое Веб 2.0//Компьютерра Online http://www.computerra.ru/Authors/233481/
  5. Титова С.В., Филатова А.В. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков: Учебное пособие. М., 2009.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Технологии Intel в обучении, сетевое взаимодействие, коммуникативная компетенция

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.