Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Современные информационные технологии для обучения школьников предпринимательству

Автор: Объедков Петр Иванович, Кандидат экономических наук, Доцент
Информационно-образовательный центр "Содружество"
На примере Информационно-образовательного центра «Содружество» г.Рязань прослеживается история развития методического потенциала деловых игр использующих возможности современных информационных технологий и направленных на развитие предпринимательских способностей школьников.

На протяжении всего периода внедрения и распространения рыночных отношений в экономику нашей страны подходы к обучению экономике школьников заметно менялись. Наметился переход от признания важнейшим понимания учениками теоретических аспектов функционирования рыночной экономики к необходимости формирования у них прикладных знаний и умений. Известны намерения ввести обязательные предметы, направленные  на развитие предпринимательских способностей школьников.  Такие способности более успешно развиваются с помощью активных методов обучения, важную роль, для реализации которых, играют современные информационные технологии.

В Информационно - образовательном центре «Содружество» г. Рязани, занимающимся дополнительным образованием школьников, с первых лет внедрения рыночных отношений в нашей страны ведутся программы обучения экономике, включающие деловые игры и другие методы активного обучения. Разработка собственных деловых игр и адаптация заимствованных разработок на протяжении всего этого периода стимулировались возрастающими возможностями современных информационных технологий и улучшающимся оснащением школ компьютерной  техникой и доступа к интернет- технологиям.

Реализация имитационных моделей деловых игр не так уж жестко связана с программными и техническими средствами реализации, выбор этих средств в обычном случае требует определенного обоснования для выбора наилучшего варианта, с учетом имеющихся ограничений. Поэтому методические разработки, относящиеся к более ранним стадиям внедрения информационных технологий в образовательном процессе наших школ, не только могут сохранять свое значение на современном этапе, но и заслуживают специальной адаптации для применения новых инструментов.

Разработка компьютерных  деловых игр в центре «Содружество» начиналась отвечая на потребности использования единственного персонального компьютера появлявшегося школах, но который     должен был использоваться на групповых занятиях. В таких играх решения разрабатывались конкурирующими командами, фиксировались в бланках и последовательно вводились ведущим игры в компьютер. Результаты решений распечатывались по командам и являлись отражением изменившейся игровой ситуацией, требующей серии новых решений.  В некоторых наших простых играх  удавалось даже обходиться без распечатки отчетов, когда команды поочередно списывали в заранее подготовленные бланки значения ключевых параметров отчетов. 

До распространения локальных сетей, при большей обеспеченности персональными компьютерами предусматривалось введение данных своих решений командами в доступные им компьютеры, формирование соответствующих файлов, запись их на дискеты. Ведущий игры в этом случае не вводил данные с помощью ручного набора, а последовательно считывал с дискет и симметричном, обратном порядке доводил промежуточные результаты до играющих команд. С появлением локальных сетей жизненный цикл таких схем не был исчерпан. Определяющим критерием целесообразности перевода таких деловых игр на обработку и распределение информации с помощью локальной сети является соотношение времени разработки решения и времени ввода решений. Чем сложнее разработка решений, чем больше набор значений комплекса решений, тем менее оправданно занимать таким занятием целый компьютерный класс. В программах наших экономических лагерей для школьников была деловая игра, когда участники могли вводить и редактировать свои решения в течение всего дня,  а результаты, отражающие изменившуюся ситуацию,  становились доступными на следующий день. Тогда также удавалось обойтись одним компьютером, так как игроки самостоятельно вводили свои решения в свободном режиме по уникальному коду доступа.

Популярность настольных экономических игр подтолкнула нас  к адаптации их использования при групповом обучении с дополнением возможностей обеспечивающих появившимися проекторами, совмещенными с персональными компьютерами. Игровое поле выводится на экран, что не просто заменяет несколько коробок комплектов игры, но и создает  новую среду для активизации соревновательности, повышения сопоставимости игровых результатов отдельных команд, регламентации проведения таких игр.

Большинство современных настольных компьютеров и ноутбуков обладают полезной, но редко востребованной функцией обеспечения одновременной работы с несколькими мониторами. Возможность использования нескольких мониторов для расширения пространства рабочего стола предоставляется операционными системами Windows 9x/2000/XP/Vista. Такая конфигурация позволяет работать над несколькими задачами одновременно, перемещая элементы с одного монитора на другой, а редактируя  текст на одном мониторе или вводя данные, можно в то же время просматривать дополнительную информацию на другом. Большие документы можно разделить на части и распределить их по разным мониторам. Рассматривая возможности применения многомониторной конфигурации для проведения деловых игр, прежде всего, необходимо обратить внимание на способы разграничения доступа к информации, отражающей ход игры. Администратор или преподаватель- ведущий игры, как правило, имеет доступ ко всей информации, а задачей разработчика программного обеспечения деловой игры является предусмотреть удобную форму ее представления.  Часть информации является общей и доступной для всех участников игры, а другая является  конфиденциальной, то есть доступной только отдельному игроку (команде).

Особые возможности для разработки и проведения деловых игр представил появившийся Интернет. Для повышения эффективности краткосрочной программы нашего  лагеря, участниками которого являлись делегации из различных регионов России предусмотрено проведение предваряющих игр. Такая  игра позволяет заранее познакомиться с делегациям, принявшими решение участвовать в лагере, познакомить их с особенностями программы будущего лагеря, лучше учесть интересы и возможности участников лагеря и т.п.  После получения заявки на участие в лагере от делегации,  организаторы игры определяют ее игровой командой. Правила игры размещены на сайте организации проводящей лагерь. Команды «заселяют» отдельные острова и их целью является повышение уровня жизни на своем острове. Эта комплексная оценка зависит от размера средств направляемых на благоустройство острова, на строительство дорог к другим островам, на повышение производственного потенциала острова и на улучшение его экологии. Средства для инвестирования по этим направлениям команды получают как оценки за выполнение творческих заданий по периодам проведения игры.

В настоящее время мы предпринимаем попытки адаптировать  подобные наши игры для проведения их на мобильных устройствах, которыми  активно пользуются школьники. Эффективность активных методов для формирования предпринимательского потенциала школьников выше, если они реализуются на основе современных информационных технологий.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дополнительное образование детей
Ключевые слова  Деловые игры, Активные методы обучения, Предпринимательские способности школьников

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.