Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Cтруктурное подразделение детский сад «Золотой колосок» с. Хрящевка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области лицея (технологического) муниципального района Ставропольский Самарской области
Проблема формирования связной речи одна из ключевых в коррекционно-логопедической работе с детьми-логопатами. Поскольку у детей с ОНР речевое развитие значительно отстаёт от средневозрастных показателей, а также часто оказываются вторично нарушенными психические процессы, в работе с ними необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Одним из средств коррекции речи являются мультимедийные презентации, которые дают возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему.

Проблема формирования связной речи одна из ключевых в коррекционно-логопедической работе с детьми-логопатами. Это связано с социальной значимостью и важной ролью связной речи в формировании личности. Именно в связном высказывании реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР). Даже при IV, самом благополучном уровне ОНР, у детей отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания, недостатки формирования логико-семантических и формально-грамматических операций продуцирования связного высказывания, что выражается в следующем:

  • связные высказывания неполные; имеются сокращения, искажения смысла или включение посторенней информации;
  • рассказы отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передает содержание знакомого текста;
  • рассказы состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий;
  • отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов, чтосвидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний.

Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения ею необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития. Поскольку у детей с ОНР речевое развитие значительно отстаёт от средневозрастных показателей, а также часто оказываются вторично нарушенными психические процессы, в работе с ними необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой или по поводу которой происходит речевой акт.

В современных компьютерных обучающих программах достаточно эффективно реализован хорошо известный дидактический принцип наглядности. Этот же принцип взят нами за основу при создании мультимедийных презентаций для коррекции нарушений связной речи у детей с ОНР. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. Внедрение новых ИКТ-средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения.

Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая основа для обобщающе-аналитической деятельности детей.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-образовательном процессе в ОУ – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Одним из средств коррекции речи являются мультимедийные презентации, которые дают возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Мультимедийные технологии объединяют в себе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию), что позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения. Презентацию можно создать как на основе собственных рисунков, фотографий, видео, так и на основе ресурсов Internet. Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели.

Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Мультимедийная презентация даёт возможность и увидеть, и услышать. В презентации нет навязанного темпа действия, она позволяет поддерживать тот темп, который доступен ребёнку.

Компьютер не только способствует закреплению и уточнению знаний, но и повышает познавательную активность детей дошкольного возраста.

В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных учёныхв области общей и специальной психологии и педагогики показано, что внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс детей с ОНР будет способствовать его совершенствованию.

Занятия с применением мультимедийных технологий проводятся с помощью ПК, проектора и экрана в кабинете логопеда, групповой комнате или музыкальном зале с соблюдением возрастных норм, санитарно-гигиенических правил.

Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались многие известные логопеды: Л.Н. Ефименкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова и многие другие. При всей уникальности и научной ценности каждого из предложенных ими подходов, названные выше авторы в целом предлагают строить работу по данному направлению в следующей последовательности:

  • рассказывание по наглядной опоре (наглядному действию, наглядному восприятию);
  • подробный пересказ (воспроизведение прослушанного текста с опорой на серию картин, схемы, сюжетную картину);
  • рассказывание с элементами творчества (составление рассказов по серии картин, по сюжетной картине, выборочный пересказ, творческий пересказ).

Таким образом, дети овладевают теми видами монологических высказываний, которые составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.

В процессе работы по развитию связной речи детей с помощью мультимедийных презентаций нами решались следующие задачи:

  1. Учить видеть и называть различные объекты, их характерные признаки, качества и действия, описывать каждый объект в определенной последовательности.
  2. Дать детям представления о последовательности действий персонажей, изображенных на экране; учить детей располагать картинки в определенной логической последовательности, в соответствии с развитием действий.
  3. Формировать умение не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. При решении первой задачи нами использовались следующие виды заданий и дидактических игр:
    • Назвать все изображённые на слайде объекты («Бинокль», «Подзорная труба», «Аукцион», «Кто больше назовёт» и т.д.)
      Смысл этих заданий – добиться полноты восприятия картины на слайде. Обращаем внимание детей на все, даже мелкие детали, выделяя их анимационным эффектом. Учим не бояться называть не только главные, но и незаметные на первый взгляд объекты, подготавливая, таким образом, детей к наиболее полному описанию картины.
    • Назвать признаки объектов с опорой на появляющиеся схемы («Ромашка», «Морфологическая таблица», «Волшебник цвета», «Волшебник формы», «Волшебник размера», «Войди в картинку» и т.д.)
      Во время описания признаков предметов на экране появляются подсказки – схемы в нужной последовательности. На продвинутых этапах работы эту последовательность дети выбирают самостоятельно из всех предложенных схем, таким образом, учатся выделять важные для каждого ребёнка признаки объектов, преодолевать стереотипность мышления.
    • Назвать действия объектов («Кто что делает?», «Верёвочка», «Оживлялки», «Копилка действий» и т.д.)
      Эта задача уже нацелена на формирование связности речи. Называя действия одного предмета, а также соединяя два предмета действием, дети составляют полные предложения.
    • Описать каждый объект, опираясь на найденные ранее признаки и действия с опорой на схемы и анимационные эффекты.
      Фактически у детей получается целостный рассказ – описание одного предмета.

Для решения второй задачи рекомендуются следующие традиционные виды заданий, включённые в мультимедийную презентацию со всеми её возможностями:

  • восстановить последовательность картинок. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которые затем появляются на одном слайде одновременно и с помощью анимационных эффектов восстанавливается их последовательность;
  • отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к данному рассказу;
  • найти лишнюю картинку в серии сюжетных карти­нок;
  • определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа логопедом;
  • «распутать» два события. Детям предлагаются вперемешку сюжетные картинки двух серий. Дается задание распределить кар­тинки по двум смысловым группам.

Последним видом работы над связной речью является обучение рассказыванию с элементами творчества. Мы использовали следующие приёмы:

  • придумывание рассказа по аналогии;
  • придумывание продолжения к рассказу;
  • составление собственных рассказов по нескольким картинам (слайдам);
  • составление творческих рассказов на заданную тему;
  • добавление в рассказ предшествующих или последующих событий;
  • составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;
  • составление рассказа с включением (исключением) объектов.

Практика доказала целесообразность использования мультимедийных презентаций наряду с традиционными методами обучения. Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, повысить интерес детей к занятиям с логопедом, способствует их положительному эмоциональному состоянию в процессе занятий, позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности, значительно повышает, на наш взгляд, эффективность работы логопеда.

В заключении хочется отметить, что использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.

Список использованных источников
  1. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология. – 1994. – №2.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М.: АРКТИ, 2004.
  3. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Подьяков Н.Н. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Линка-Пресс, 1998.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985
  5. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  6. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. – Обнинск ООО «Росток», 1998.
  7. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2006.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  дошкольники, ОНР, мультимедиа, презентации, связная речь, методика, обучение

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.