Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Серия уроков биологии в 7 классе по теме «Беспозвоночные» для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

ГБОУ СОШ 277 г. Санкт-Петербурга
Серия уроков «Беспозвоночные» разработана и применяется для обучения детей с нарушениями моторики, в том числе мелкой моторики рук. Объединяет уроки единый план модульного построения. Каждый из модулей осуществляется с помощью определенной ИКТ. Необходимая аппаратура: компьютер, цифровой микроскоп – предоставляются детям-инвалидам школой безвозмездно на период обучения в школе.

Серия уроков «Беспозвоночные» разработана c опорой на широкий спектр ИКТ и применяется для надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего для учащихся с нарушениями моторики, в том числе мелкой моторики рук. Объединяет уроки не только тема и период проведения, но и единый план модульного построения урока. Каждый из модулей осуществляется с помощью определенной технологии. Необходимая аппаратура: компьютер, цифровой микроскоп – предоставляются детям-инвалидам школой безвозмездно на период обучения в школе. На уроках используется как непосредственные наблюдения за живым объектом с помощью цифрового микроскопа, так и Видео материалы портала Виртуальная школа 277 Дистанционное обучение [1], контрольные материалы портала Сдам ГИА [2]

Цели серии уроков

Образовательные:

Обеспечить

  • расширение знаний о биологической систематике;
  • формирование умения классифицировать представителей животного мира, выделяя основные признаки таксонов;
  • приобретение знаний о разнообразии представителей соответствующих классов, их роли в природе и жизни человека.

Развивающие:

Создать условия развития у школьников

  • исследовательской культуры: умения использовать научные методы познаний (наблюдение, сравнительный анализ);
  • развития логического мышления (на основе сравнительного анализа, поиска причинно - следственных связей);
  • развития элементов творческой деятельности (интуиции, смекалки);

Воспитательные:

Создать условия воспитания у школьников

  • желания и умения преодолевать трудности;
  • интереса к самостоятельной познавательной деятельности;
  • объективной самооценки.

Для достижения целей урока учитель ставит перед собой практические задачи:

  • с помощью компьютерной техники максимально скомпенсировать двигательную и, в отдельных случаях, речевую недостаточность ученика;
  • внедрить в компьютеризированную структуру урока моменты развития устной и письменной речи, с учетом особенностей учащегося;
  • создать атмосферу психологического комфорта, уверенности в своих силах и увлеченности.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать

  • понятия «систематика», «таксон», «тип», «класс», «отряд" ;
  • общие признаки беспозвоночных;
  • особенности строения представителей соответствующих типов и классов.

Уметь

  • провести наблюдение за объектом с помощью цифрового микроскопа и видеофрагмента;
  • описать результаты наблюдения, систематизировать их;
  • сравнить собственные наблюдения с информацией учебника;
  • сделать выводы о функциях исследуемых органов, об общих признаках и отличиях представителей разных классов.

Личностные:

  • быть готовым и способным к самостоятельной деятельности и получать удовольствие от этой деятельности;
  • проявлять упорство в преодолении трудностей.
  • уметь объективно оценить свою деятельность.

Метапредметные:

  • уметь ставить цель, планировать свою деятельность в рамках каждого модуля;
  • осуществлять рефлексию и корректировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
  • уметь делать выводы на основании результатов наблюдения;
  • уметь работать с литературой для проверки своего вывода (гипотезы).

Этапы урока

Этап 1. Инициация.1 мин.

К приходу учителя рабочее место учащегося подготовлено, цифровая техника включена.
Учитель: «Начнем урок. Запишем число и тему… Впрочем, стоп… Тему сейчас увидишь сам(а) и сам(а), а сформулируешь ее немного позже…»
Учитель извлекает емкость, в которой находится живой дождевой червь/ садовая улитка/домовой паук или сенокосец - в соответствии с уроком. (Уроки проводятся в конце сентября-начале октября. Объекты исследования помогают находить ученики обычных классов школы, родители, сам учитель. Вовлечение учащихся общеобразовательных классов в заботу об учениках надомного отделения – еще одна неожиданная положительная сторона таких уроков.)

Этап 2. Актуализация знаний. 3-5 мин.

Учитель: «Вклеим в тетрадь таблицу, которую тебе предстоит заполнить». (Таблица распечатана на бумаге в клеточку).

Класс:_______________Отряд_______________Вид_____________

Что наблюдаю Что дополнительно нашел в учебнике
(не более 1 предложения или словосочетания)
Функция органа или причина явления (вывод)

Ученик самостоятельно с доступной ему скоростью вклеивает бланк.

«Какие классы животных тебе уже известны? С какими организмами сможем сравнить наш «объект»? На что будешь обращать внимание?»
Ученик отвечает.

Этап 3. Наблюдение. 10-15 мин.
Ученик с помощью учителя помещает объект на чашку Петри под объектив микроскопа. Чашку Петри в некоторых случаях накрываем стеклянной крышкой(паук). Кнопками на экране устанавливает увеличение (*10 или*60). Изменяя положение прибора, добивается четкого изображения. По желанию может выбрать режим простого наблюдения, фотографирования или видеосъемки. Если необходимо, учитель оказывает помощь в технических вопросах.
Наблюдает. Фотографирует или записывает видеосюжет. Описывает устно то, что привлекло его внимание: способ передвижения, какие части тела это движение осуществляют, специфические органы или части тела и т.п. Учитель предлагает максимально лаконично сформулировать каждое утверждение, затем внести ключевые словосочетания в первый столбец таблицы. Учитель не торопит ученика. Ученик в комфортном для себя темпе делает записи. Записывание чередуется с наблюдением. По завершении записей учитель предлагает пронумеровать их в порядке уменьшения значимости сведений для характеристики животного как представителя определенного таксона, т.е. выявить самое существенное.

Ячейки справа предназначены для домашней работы с учебником. После заполнения левого столбца учитель предлагает озаглавить таблицу, т.е. сформулировать тему урока. От частного представителя (вида) ученик с помощью учителя переходит к названию отряда, класса, типа. Записывает.

Этап 4. Изучение видеоматериала. Обсуждение. 10-15 мин.
Учитель предлагает ученику выдвинуть предположение о функциях того или другого органа (щетинок дождевого червя, «рогов»-щупалец улитки и т.п.), местообитании, способе питания, дыхания наблюдаемого животного. После выдвижения гипотез переходим к их проверке с помощью видеоматериалов портала «Виртуальной школы»[1]. Видеоматериал позволяет познакомиться также с другими представителями отряда/ класса.
По завершении просмотра ученик делает вывод о справедливости или ошибочности гипотез. Отмечает, на каких материках, в каких климатических условиях, природных зонах обитает изучаемый вид, другие виды изучаемого класса, перекидывая таким образом мостик к уроку географии, который в расписании учеников надомного отделения следует как правило за уроком биологии.

Этап 5. Закрепление. Самопроверка. 8-10 мин.

Ученик открывает закладку портала «Сдам ГИА»[2], набирает номер теста, предварительно составленного учителем из вопросов, соответствующих теме. В тест также включены вопросы, затрагивающие темы предыдущих уроков, для сравнения с изучаемым классом и закрепления.
После выполнения теста сверяет свои результаты с ключом. Обсуждаем ошибки. Записывает в тетрадь номера вопросов, вызвавших затруднение, для повторного прохождения в качестве домашней работы.

Этап 6. Оценивание. Домашнее задание. 3 мин.

Ученик сам оценивает свой результат. Учитель соглашается или не соглашается с самооценкой ученика. Объясняет свое решение. Выставляет оценку за урок.
Домашнее задание: прочесть соответствующий параграф. Заполнить второй и третий столбец таблицы. Проделать в «Сдам ГИА» работу над ошибками. Эти вопросы будут повторно включены в тест следующего урока.

Выводы о результативности в сравнении с традиционным уроком

Традиционный урок Урок с применением ИКТ
Из-за затруднений в моторике и речи учащихся катастрофически не хватает времени на достижение образовательных целей. Образовательные цели достигнуты за время урока.
Урок превращается в монолог учителя, т.к. в большинстве случаев речь учащихся затруднена. Ученик пассивен. Главное действующее лицо урока – ученик. Роль учителя – направлять деятельность ученика и решать технические затруднения. Форма общения – диалог.
Самостоятельная деятельность ученика отсутствует или минимальна. Урок представляет собой самостоятельную деятельность ученика.
Затруднено объективное оценивание знаний учащихся. Обеспечивается не только объективное оценивание ученика учителем, но и самооценивание.
Не всегда удается поддержать интерес к учебной деятельности, предмету. Новизна технологий, смена деятельности, активное участие обеспечивают постоянный интерес к учебе, стимулирует тягу к исследованию, к приобретению знаний. Например, ученики пытаются проводить самостоятельные наблюдения с помощью электронного микроскопа во внеурочное время за пределами программы курса 7 класса. (Плесень, гниющее яблоко, волос, даже капля крови и т.п.)
Урок мало влияет на личностное развитие ученика. Успешное освоение компьютерных технологий создает ситуацию успеха, что в свою очередь приводит к проявлению упорства в преодолении трудностей, зарождается уверенность в своих силах.
Невозможно реализовать метапредметные цели урока. Метапредметные цели достигнуты: формируются метапредметные навыки наблюдения, логического анализа результатов, сравнительного анализа информации из разных источников.

Таким образом, можно сделать вывод о результативности применяемых технологий для обучения детей с проблемами здоровья и детей-инвалидов.

Список использованных источников
  1. «Виртуальная школа» Дистанционное обучение. Образовательный портал на базе ГБОУ СОШ 277 г.Санкт-Петербурга [Электронный ресурс].URL: http://www.vsdo.ru/ (последняя дата обращения: 09.04.2015).
  2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА [Электронный ресурс].URL: http://bio.sdamgia.ru/ (последняя дата обращения: 12.04.2015).
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  Дети с ограниченными возможностями здоровья; ИКТ; цифровой микроскоп; портал дистанционного обучения; самопроверка и самооценивание.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.