Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Использование интерактивных технологий в коррекционном процессе с детьми имеющими тяжёлые нарушения речи. Проект образовательной деятельности "По следам бременских музыкантов"

ГБДОУ детский сад № 47 комбинированного вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Основными недостатками, мешающими обучению детей с тяжелыми нарушениями речи, являются – плохая восприимчивость ко всему новому и сниженная познавательная активность. Нашим детям тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Потому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена и вызывать живой интерес. А, учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии.
"Весь мир-театр..." У. Шекспир "Как вам это понравится"

Основными недостатками, мешающими обучению детей с тяжелыми нарушениями речи, являются – плохая восприимчивость ко всему новому и сниженная познавательная активность. Нашим детям тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Потому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена и вызывать живой интерес. А, учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии.

Данный проект  создан в программе «Mimio» и рассчитан на индивидуальную и /или подгрупповую работу с детьми подготовительной  логопедической группы. Проект адресован  учителям–логопедам, дефектологам и  воспитателям  для работы с детьми с диагнозом «Тяжёлое нарушение речи».

Цель: интеграция театрализованной игры в непосредственно образовательную, совместную и свободную  деятельность детей

Образовательные задачи: развитие  фонематических процессов; расширение и активизация словаря по теме  «театр»  и смежных тем (животные, продукты, одежда); развитие грамматического строя  речи

Коррекционно-развивающие задачи: развитие памяти, слухового и зрительного внимания, воображения, мышления, творческих способностей; развитие ориентировки в пространстве; развитие мелкой моторики, профилактика дисграфии

Воспитательные задачи: воспитание  умения работать в коллективе и взаимодействовать друг с другом; воспитание терпения и усидчивости; уменияотвечать на вопросы взрослого полными ответами; воспитание  любви к театру.

Реализуемые образовательные области: речевое развитие, познание, коммуникация, социализация.

Преимущества использования интерактивных технологий перед традиционными

Использование интерактивных технологий позволяет достигать желаемого коррекционно-образовательного эффекта в максимально короткие сроки, повысить мотивацию детей к познавательной деятельности, расширить индивидуализацию коррекционного воздействия путём выбора уровня сложности заданий, приобщить детей к самостоятельному использованию игрового интерактивного материала, развить самоконтроль, сформировать у них культуру взаимодействия с ИКТ.

В данном проекте сочетаются традиционные коррекционные игры с возможностями передовых интерактивных технологий. Стоя у доски, или сидя перед ноутбуком,  дети имеют возможность писать, рисовать, управлять экранным изображением. Интерактивная среда, при наличии необходимого оборудования, может быть создана где угодно и когда угодно, на любой поверхности (на стене или на полу). В процессе использования интерактивных игр дети приобретают уверенность в себе и своих силах, ведь у них всегда есть возможность исправить свои ошибки.

Применение интерактивных технологий mimioв непосредственно образовательной, совместной деятельности, методической и организационной работе

Направление
в работе
Задачи использования
Активные пользователи
Коррекционное + речевое
  • Формирование произносительных навыков
  • Развитие фонематических функций
  • Развитие неречевых психических функций
  • Обогащение словаря
  • Воспитание умений правильно составлять предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи.
  • Развитие связной речи, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении звуков.
  • Формирование первоначальных навыков в овладении грамотой.
  • Реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и коррекции
Учитель-логопед, воспитатели
Познавательное развитие
  • Индивидуализация деятельности детей (работа в индивидуальном темпе)
  • Самостоятельное получение выводов и самоконтроль
  • Умение работать в парах и малых подгруппах
  • Развитие активно-деятельностной формы познания
Воспитатели
Коммуникативное развитие
  • Интеграция образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Речевое развитие»
Воспитатели
Инновационная деятельность педагогов ДОУ
  • Получение новых возможностей для реализации творческого потенциала педагогов
  • Способствует мотивации педагогов к повышению квалификации
Учитель-логопед, воспитатели
Взаимодействие с родителями
  • Данные технологии позволяют более полно продемонстрировать родителям достижения детей в овладении речью и усвоении образовательной программы ДОУ
Учитель-логопед, воспитатели

Оценка эффективности

Так как сами игры интерактивны, задействуют все стороны развития речи и неречевые процессы, требуют обоснованного действия и речевого высказывания, то и  характер взаимодействия ребёнка с компьютером  сменился с простого просмотра картинок на активную познавательную деятельность.

Вот лишь некоторые из задач, которые мы успешно решили в ходе реализации этого проекта:

  1. Пополнили и активизировали словарь (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков)
  2. Отработали дикцию, автоматизировали все поставленные звуки
  3. Закрепили навык использования прямой и косвенной речи
  4. Совершенствовали монологическую  и диалогическую  формы  речи
  5. Сформировали культуру речевого общения, умения действовать согласованно в паре или малой подгруппе

Благодаря использованию данного ресурса,  у детей сформировался высокий уровень мотивации и навык самоконтроля за собственной речью, что было чрезвычайно трудно добиться в обычных условиях. Сами дети стали более раскрепощённые, заинтересованные в живом, творческом общении со сверстниками и педагогами.

Список использованных источников
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" ( материалы с сайта www.ds352.ru)
  2. Материалы с сайта «Mimio в России» (www.mimio-edu.ru)
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Дошкольное образование
Ключевые слова  Mimio, интерактивные технологии, дошкольное образование, тяжёлые нарушения речи, образовательная деятельность, коррекционная педагогика

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.