Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Использование дистанционных образовательных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Морина Светлана Алексеевна, грамоты администрации города-курорта Железноводска, грамота Министерства СК, грамота Думы СК, грамота Министерства образования и науки РФ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города-курорта Железноводска
Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, к сожалению, они составляют значительную часть нашего общества. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Программа "Реализация дистанционного обучения детей-инвалидов" предоставляет возможность реализовать права детей-инвалидов на образование, путем внедрения информационно-коммуникационных образовательных технологий.

Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, к сожалению, они составляют значительную часть нашего общества, и  более печальнее то, что их число продолжает увеличиваться.[1]

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов прошла путь от идеи полноценного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании.Сегодня одним из ключевых направлений развития образования, определенных инициативой «Наша новая школа», является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из таких направлений является «Развитие дистанционного образования детей -  инвалидов». Данная программа предоставляет возможность реализовать права детей-инвалидов на образование, путем внедрения информационно-коммуникационных образовательных технологий. Детям-инвалидам предложено получать образование с использованием  дистанционных образовательных технологий, через сеть Интернет.

В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Помимо этого, не менее важной целью является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.[1]В условиях всесторонней информатизации всех сфер развития общества качество жизни и социальный статус человека с ограниченными возможностями здоровья, инвалида, во многом определяется степенью его интеграции  в информационное поле, возможностью участия в информационном обмене. Для него, как и для  любого другого человека, должен быть обеспечен оперативный доступ к необходимой информации, ее обработке, а так же возможность представления результатов своей информационной деятельности. Поэтому дистанционное образование со всеми своими возможностями – это путь к самостоятельной, профессиональной и социальной активности, «мостик» к современным нанотехнологиям. Для детей с ограниченными возможностями здоровья - это уникальный шанс занять в будущем достойное место в обществе.[2]

Обучаясь в информационной компьютерной среде, ребёнок одновременно получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем, возможно, обеспечат ему работу и достойное существование.

Работа по формированию системы дистанционного образования детей-инвалидов в Ставропольском крае началась в 2009 году.  Краем за это время накоплен богатый опыт, реализация проекта набирает обороты. В июне 2009 года был открыт Центр дистанционного образования детей-инвалидов, с сентября 2013 года это центр дистанционного обучения, методической и технической поддержки внедрения информационных технологий в образовательные учреждения. Главным направлением работы центра является поддержка дистанционных форм обучения, в том числе для детей, с особыми образовательными потребностями.

Обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий  проходит на сайте  «i-школа» ЦО «Технологии обучения» (г.Москва). Учащиеся имеют возможность заниматься на курсах различных направлений. Все курсы создают широкие возможности для сетевого общения участников проекта: в форумах, чатах, через электронную почту. Виртуальное здание «i-школы» расположено в Интернете. Уроки проводятся в специальной учебной среде -  «i-классе», где каждому курсу выделен виртуальный учебный кабинет. Обучение детей-инвалидов Ставропольского края проходит по основным предметам.

На сайте «i–школы» размещены качественные, разнообразные учебно-методические материалы. Это лекции, веб-страницы с теоретическим материалом, тесты, задания для самостоятельной работы, видеоматериалы, различные тренажеры. Для конкретного урока материалов достаточно и любой учитель может выбрать образовательные ресурсы, которые на его взгляд необходимы для конкретного занятия и ученика. Любой учитель может дополнительно разработать  и использовать авторские учебные ресурсы.

В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края «О мерах по модернизации систем общего образования в Ставропольском крае в 2011 году» и приказом Министерства образования Ставропольского края на базе МБОУ СОШ №5 города-курорта Железноводска  был создан городской Центр дистанционного образования, как структурное подразделение образовательного учреждения. Никакого отношения к дистанционному обучению детей - инвалидов он не имеет. Обучение в центре ведется по программам дополнительного образования с целью углубления знаний по отдельным предметам для желающих учеников и с целью подготовки учащихся к ГИА. То есть своеобразные «дистанционные» кружки и факультативы. Создан сайт центра, с установленной СДО «Moodle». В настоящее время на сайте размещены учебные материалы 16 дистанционных курсов. Известно, что дети, обучающиеся на дому, изучают не все школьные предметы и количество часов на изучение отдельных предметов меньше, чем у обычного ученика, посещающего школу. И, конечно же, ни о каких кружках и факультативах речи не ведётся. То есть, дети, обучающиеся на дому, лишены возможности заниматься дополнительно по предметам. Решением этой проблемы, стала возможность, обучатся детям, находящимся на индивидуальном обучении, в нашем центре. Детям-инвалидам предлагается заниматься дополнительно по предметам, которые им наиболее интересны. Таким образом, решается вопрос внеурочной деятельности по предмету. В прошлом году 2 ребёнка – инвалида успешно прошли курсы подготовки к ГИА по математике и русскому языку. В этом учебном году 2 ученика осваивают курс «Подготовка к ЕГЭ по математике».

Особое место в работе сетевого преподавателя, занимает участие учеников в различных творческих конкурсах.  Ставропольский  краевой центр дистанционного обучения, ежегодно проводит в течение учебного года несколько конкурсов компьютерного творчества. Такие как: конкурс сканограммы «Осеннее настроение», конкурс интерактивной новогодней открытки «В Новый год желаю Вам…», конкурс  «Я помню, я горжусь!», сетевой флешмоб «А из нашего окна…» и другие. И это непросто конкурсы, а обучение учащихся работать в той или иной программе или среде. Обязательно  к положению конкурса прилагается инструкция по работе в определённой программе. Участие в конкурсах повышает компьютерную грамотность учеников. И не только компьютерную, ведь не зря, конкурсы называются конкурсами компьютерного творчества. Участие в таких мероприятиях, а тем более победа в них, повышает самооценку ребёнка, которая у большинства детей-инвалидов занижена.

Конечно же, процесс обучения любого ребёнка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником, учеников между собою. В этом случае процесс обучения наиболее эффективен. Но обучение детей-инвалидов это совсем другое дело. Часто такие дети требуют определённой специфики в обучении, таким детям необходим индивидуальныё подход, создание особой образовательной среды. Одним из важнейших компонентов такой образовательной среды выступает система дистанционного обучения, позволяющая ребёнку с ограниченными возможностями успешно адаптироваться в жизни. 

Список использованных источников
  1. Организация методического сопровождения образовательного процесса с использованием дистанционных технологий. http://festival.1september.ru/articles/616567
  2. Дистанционное обучение. http://gorono.mashuk.ru/index.php/distantsionnoe-obuchenie
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Основное общее образование
Ключевые слова  дистанционные образовательные технологии, дети-инвалиды, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.