Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Брицкая Елена Олеговна, Диплом Российской Академии образования за 3 место в V Всероссийском конкурсе «Дистанционный учитель года 2003»; Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за победу в конкурсе лучших учителей Российской Федерации, 2006 г.
Казенное учреждение Омской области "Региональный информационно-аналитический центр системы образования"
В статье рассматривается понятие «дистанционное обучение» и его особенности, определяющие новые контексты деятельности педагога. Автором высказано утверждение о том, что профессиональная педагогическая деятельность в процессе дистанционного обучения школьников трансформируется и приобретает иные характеристики.

В эпоху информатизации всех сфер общества важным и перспективным направлением развития образования и разработки новых организационных моделей его получения становится широкое внедрение практики дистанционного обучения, выступающего, на наш взгляд, катализатором преобразований профессиональной педагогической деятельности, происходящих в новых контекстах. 

На сегодняшний день дистанционное обучение (ДО) – наиболее быстро и динамично развивающаяся область образования, позволяющая создавать новые модели и формы организации образовательного процесса. По оценкам отечественных специалистов, спрос на дистанционное обучение в России уже к началу XX века был сопоставим с потребностями в дневной очной форме обучения и составлял примерно 1,5 млн. человек в год[4], это число с каждым годом растёт в геометрической прогрессии.

В научно-педагогических источниках достаточно много работ, посвящённых исследованиям теории и практики в области дистанционного обучения (А.А. Андреев, А.А. Ахаян, В.П. Беспалько, М.Ю. Бухаркина, И.М. Ибрагимов, М.П. Карпенко, Т.В. Лазыкина, М.Б. Лебедева, Н.А. Панарина, Е.С. Полат, Т.А. Соловьёва, В.С. Шаров, А.В. Хуторской и др.). В широком смысле под ДО понимается специфическая форма обучения, которое осуществляется с использованием технических средств телекоммуникаций в случае удалённости субъектов образования друг от друга. Однако, контент-анализ научной педагогической литературы и интернет-источников показал, что в понимании ДО нет единообразия в точках зрения, авторы предлагают порой различные и противоречивые толкования понятий из области дистанционного обучения, наблюдается их смешение или синонимизация.

Категориальные термины в области ДО даются и в нормативных документах системы образования Российской Федерации. Не имея целью глубоко рассмотреть исторический контекст их развития, напомним лишь основные события за последние десятилетия.

Попытку придать официальный статус дистанционному обучениюгосударство сделало в 2002 году, издав приказ, которым была утверждена «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации»[6] и были зафиксированы способы организации обучения посредством дистанционных технологий.В2005 году Приказом Минобрнауки РФ № 137был определён порядок использования дистанционных технологий в процессе обучения [5]. Концепция развития ДО, являющаяся частью Соглашения «О координации работ в области информатизации систем образования государств – участников Содружества Независимых Государств» [7], в 2007 году обозначила ДО как целенаправленно организованный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и коммуникационных технологий. Частью ИКТ являются дистанционные технологии обучения, их понимание было дано ещё в 2003 годув статье 32 Федерального закона «Об образовании» [10]: это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Как мы видим, Российское законодательство объясняет значение определения «дистанционное» как «опосредованное», осуществляемое на расстоянии. Такое же понимание сохранилось и в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»[11], вступившим в силу в 2013 году, который отменил практически всю действующую ранее нормативно-правовую базу, касающуюся понятий из области ДО. В Статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» понятие дистанционных образовательных технологий трактуется как «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Нетрудно заметить, что суть осталась такой же,однако, данная трактовка отличается от предыдущей тем, что средствами реализации образовательных технологий называются не средства информатизации и телекоммуникации, а информационно-телекоммуникационные сети. Такое отличие, на наш взгляд, обусловлено активным развитием в последние годы различных информационно-образовательных сред, порталов дистанционного обучения и единых коллекций электронных и цифровых ресурсов.

Подчеркнём, что Закон «Об образовании в РФ» не содержит отдельной статьи, посвященной дистанционному обучению, а вводит понятие «электронного обучения» как «организации образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников». С нашей точки зрения, целесообразнее было бы сохранить термин «дистанционное обучение», так как понятие электронного обучения характеризует только средства обучения, не отражая сути образовательного процесса. Понятие «электронное обучение» в большей степени характерно для зарубежной системы образования и понимается как «e-learning» (система электронного обучения, обучения при помощи информационных, электронных технологий), являясь на первый взгляд синонимом дистанционного обучения. Однако, приведённые выше рассуждения убеждают нас в том, что нельзя ставить между этими понятиями знак равенства, так как в понимании электронного обучения не отражена дидактическая суть дистанционного образовательного процесса, характерного для отечественной системы образования.

Итак, отдавая должное результатам и качеству проведённых исследований в области ДО, попытаемся выделить главное и определяющее новые контексты профессиональной педагогической деятельности в процессе ДО школьников.

Дистанционное обучение трактуется разными исследователями: как форма обучения, система, как процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса, как технология (совокупность технологий), как способы и методы обучения. Приводимые толкования довольно подробно описывают ДО с различных сторон, выделяя его основные характеристики и цели: системность, открытость, независимость от времени и места, использование дистанционных технологий, осуществление в специфической информационно-образовательной среде (ИОС). И позволяют утверждать, что ДО – это специфический учебный процесс, процесс взаимодействия, субъектов обучения между собой, который строится, как и любой другой, в соответствии с логикой познавательной деятельности, но реализуется средствами дистанционных технологий обучения. Процесс целенаправленный, асинхронный, инвариантный, интерактивный, что определяет новые контексты профессиональной педагогической деятельности, трансформируя её и значительно отличая от традиционной. А.А. Андреев подчёркивает отличия, отмечая, что этот процесс реализуется в специфической дидактической системе [1], Е.С. Полат [3] в качестве главной его характерной особенности называет интерактивность (оперативную обратную связь и взаимодействие субъектов образования); А.В. Хуторской [9] – продуктивность, эвристичность. Успешное функционирование всей системы ДО обеспечивает готовность педагога [2] к новой для себя деятельности и к взаимодействию с обучающимися в новых контекстах. Доминантой такого взаимодействия должна выступать личностная продуктивная деятельность обучающегося и педагога, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций, выражающаяся вличностном и креативном характере ДО и характеризующая его как обучение продуктивного типа [9, C. 348].

Каковы же составляющие ДО? А.В. Хуторской в интервью Экспертному сообществу «Один Ответ» [8] отметил, что для того, чтобы обучение ребёнка происходило, необходима его мотивация, цели, а также образовательная среда и организация деятельности в ней (как педагогической, так и учебной). Поддерживая данную точку зрения, определим составляющие ДО: в первую очередь одним из его основных элементов является ребёнок, с его мотивами, целями и особыми образовательными потребностями. Другие, не менее важные, системные элементы ДО: педагог, выстраивающий интерактивное взаимодействие и информационно-образовательная среда, в которой осуществляется педагогическая и учебная деятельности.

Сопоставив все позиции, выделим главные, сущностные характеристики ДО, которые определяют новые контексты профессиональной педагогической деятельности:

  • осуществляется в пространственной и временной удалённости;
  • основано на взаимодействии педагога и учащихся между собой в информационно-образовательной среде;
  • реализуется специфичными средствами телекоммуникационных технологий.

Таким образом, совокупность приведённых рассуждений позволяет нам охарактеризовать ДО как интерактивный, продуктивный, инвариантный во времени и пространстве процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся посредством телекоммуникационных технологий, реализуемый в информационно-образовательной среде, создающей условия для соответствующих внутренних изменений (приращений) субъектов учебного процесса. В таком понимании ДО мы сделали попытку выделить не только его основные компоненты, но и отразить их взаимоотношения в условиях информационно-образовательной среды, подчеркнув индивидуализацию, продуктвиность и интерактивность учебного процесса, как важные характеристики, влияющие на трансформацию профессиональной педагогической деятельности в процессе дистанционного обучения школьников.

Список использованных источников
  1. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» // Открытое образование. – М: МЭСИ. – 1998. – № 4.
  2. Брицкая Е.О. Диагностика готовности педагогов к дистанционному обучению детей с особыми образовательными потребностями // Человек и образование. – 2013. – № 3. – С. 163–168.
  3. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. – М: Изд. центр «Академия». – 2006. – 400 с.
  4. Политика в области образования и новые информационные технологии // Национальный доклад Российской Федерации на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика». – 1996. – [Электронный ресурс]. – URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/5312565765062e8cc32575c2004f59bf/64dba130a97fb4fcc3257642004a221b?OpenDocument (дата обращения 29.03.2015).
  5. Приказ МИНОБР и науки РФ от 6 мая 2005 г. № 137. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_05/m137.html (дата обращения 29.03.2015).
  6. Приказ МИНОБР и науки РФ от 18 декабря 2002 г № 4452. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.allpravo.ru/library/doc2220p0/instrum2221/item2229.html (дата обращения 29.03.2015).
  7. Соглашение о координации работ в области информатизации систем образования государств - участников Содружества Независимых Государств (Ашхабад, 22 ноября 2007 года) // Бюллетень международных договоров. – 2009. – № 5. – С. 3-5.
  8. Хуторской А.В. Возможно ли сегодня качественное дистанционное образование? Интервью Экспертному сообществу «Один Ответ» [Электронный ресурс] // А.В. Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 24.05.2012 г. – URL: http://khutorskoy.ru/be/2012/0524/index.htm
  9. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ. – 2003. – 416 с.
  10. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании». – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2008/08/25/brazovanie-dok.html (дата обращения 02.04.2015).
  11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» . – [Электронный ресурс]. – URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1646176 (дата обращения 02.04.2015).
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  Дистанционное обучение, профессиональная педагогическая деятельность.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.