Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Дополнительное дистанционное образование школьников в Интернет-лицее Томского государственного университета

Авторы: Грибовский Михаил Викторович 1, Кандидат исторических наук, Лауреат «Премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры» (2006, 2013), премии законодательной думы Томской области для молодых ученых (2011), Можаева Галина Васильевна 2, Кандидат исторических наук. Член-корреспондент Российской академии естественных наук и Международной академии информатизации. Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2013), премии Президента Российской Федерации в области образования (2001), конкурсов Томской области в сфере образования и науки (2000, 2013).
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2 Национальный исследовательский Томский государственный университет, директор Института дистанционного образования
В статье обобщен опыт Томского государственного университета в организации дополнительного образования школьников с использованием дистанционных технологий. Охарактеризованы технологии обучения, основанные на индивидуальных образовательных маршрутах, и реализуемые посредством автоматизированной системы дистанционного обучения Moodle. Работа выполняется в рамках Программы повышения конкурентоспособности ТГУ

Сфера дополнительного образования ориентирована на различные категории школьников, но, в первую очередь, – на тех, кто хотел бы удовлетворить свою любознательность, выйти за пределы школьной программы, получить полезную информацию не только из уст привычного учителя. В этом отношении лидирующую роль как «поставщики» дополнительного образовательного контента могут играть университеты, заинтересованные в поиске талантливых абитуриентов. Среди проблем, с которыми могут сталкиваться вузы, взявшиеся за организацию дополнительного образования школьников, – адаптация академического учебного материала к запросам и потребностям школьной аудитории. На наш взгляд, эта проблема решается путем привлечения к сопровождению учебного процесса опытных методистов, способных быть посредниками между преподавателем вуза и учеником школы.

Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) одним их первых в России, во второй половине 1990-х гг., приступил к организации учебной и внеучебной работы со школьниками с использованием дистанционных технологий. В течение без малого двух десятков лет формы организации образовательного процесса неоднократно трансформировались [1]. В начале 2014 г. с целью расширения работы со школьниками был создан Интернет-лицей ТГУ (il.tsu.ru) как площадка, обеспечивающая дистанционное взаимодействие университета с учащимися средних учебных заведений вне зависимости от места их физического расположения. Интернет-лицей стал решать задачи по выявлению талантливых школьников и развитию их когнитивных и творческих способностей, повышению интереса школьников к научному знанию, подготовки учеников к обучению в вузе, ориентации мотивированных и хорошо подготовленных школьников на обучение в ТГУ.

Работа Интернет-лицея ТГУ строится на сочетании учебного, научно-популярного и развлекательного контента и реализуется через организацию и проведение занятий и конкурсных мероприятий (олимпиад, чемпионатов, викторин и пр.), подбор и распространение научно-популярных и развлекательных материалов.

Учебные программы, предлагаемые Интернет-лицеем школьникам, включают в себя программы профильных классов по 5 направлениям: физико-математическому, «Юный биолог», «Юный химик», «Юный менеджер» и «Молодой журналист», а также программы дополнительных курсов: курсов подготовки к ЕГЭ по 9 предметам, курсов подготовки к олимпиадам по 8 предметам и курсов углубленного изучения по отдельным разделам научного знания. Помимо этого, Интернет-лицей предоставляет школьникам возможность обучения на открытых курсах научно-популярного характера, посещать бесплатные мастер-классы и лекции на научно-популярные темы, организуемые в режиме вебинаров. Актуальным направлением развития дистанционной работы со школьниками в наши дни становятся массовые открытые онлайн курсы (МООК). В 2015 г. в ТГУ был разработан первый МООК, адресованный школьникам, «Удивительный мир географии» (автор – доцент Т.В. Ромашова). Курс запущен на площадке российского образовательного проекта «Лекториум» с 30 марта 2015 года, обучается на нем 1180 человек из 18 стран мира [2].

Учебные или учебно-научные цели преследуются и при организации многих конкурсных мероприятий для школьников. Большинство таких мероприятий, проводимых Интернет-лицеем, ориентирует участников на совершенствование тех или иных когнитивных навыков. Так, в 2014–2015 гг. были проведены интернет-конференция школьников, конкурс на лучшую научную работу среди школьников, чемпионат по шахматам с суперкомпьютером среди школьников, викторина «Исторические игры», «Онлайн-диктант». Все эти мероприятия требовали от участников демонстрации своих способностей в определенных учебных дисциплинах или сферах научного знания [3].

Для поддержки электронной образовательной среды специалистами Интернет-лицея ТГУ используются программные средства, обеспечивающие планирование и организацию дистанционного учебного процесса. До создания Интернет-лицея учебный процесс на «детских» программах обеспечивала система дистанционного обучения «Электронный университет», разработанная специалистами Института дистанционного образования ТГУ. Система, оснащенная функциональными возможностями по использованию в учебном процессе технологий веб 2.0, позволяла решать задачи по управлению и организационно-методическому сопровождению учебного процесса, обеспечению электронного документооборота и педагогических коммуникаций, размещению электронных образовательных ресурсов, проведению мониторинга качества образовательных программ и ресурсов [4]. С 2014 г. Интернет-лицей осуществил перевод своих образовательных программ в виртуальную обучающую среду Moodle, поскольку эта система предлагает и педагогам и учащимся более широкий функционал. В системе Moodle Интернет-лицея (moodle.il.tsu.ru) размещаются образовательные ресурсы, осуществляется контроль знаний учащихся. Особенностью Интернет-лицея ТГУ и его отличием от многих площадок, предлагающих услуги дистанционного обучения, является то, что здесь ученик не оставляется один на один с электронным образовательным ресурсом. Каждая образовательная программа предполагает регулярное общение учеников и преподавателем через систему видеосвязи. Основным средством обеспечения коммуникации между преподавателем и учащимися являются вебинары в системе Adobe Connect Pro, которые позволяют имитировать реальное присутствие удаленного школьника в учебном классе, обеспечивая возможность совместной работы с доской, электронными документами, «живого» видео и звука, обмена файлами, видеозаписи занятий, коллективного обсуждения, проведения опросов и голосования. На вебинарах обсуждаются сложные темы, разбираются задания, вызвавшие наибольшие затруднения.

Научно-популярный и развлекательный контент представлен в Интернет-лицее соответствующими информационными материалами, распространяемыми через группу в социальной сети (vk.com/il_tsu), и конкурсами творческой направленности. Например, в течение 2014 г. были организованы конкурс «Идеальная школа», конкурс на лучший школьный проект, конкурса коротких рассказов «Со смыслом».

Важно заметить, что на практике, при организации школьного мероприятия, разные формы работы и различные виды контента нередко смешиваются. В качестве показательного примера такого смешения можно привести мероприятие под названием «КосмоWEEK», приуроченное ко Дню космонавтики. В течение недели, с 6 по 12 апреля 2015 г., каждый день школьникам предлагалось участвовать в новых интеллектуальных и творческих конкурсах (среди них – викторины, кроссворды, буриме), знакомится с интересными фактами на космическую тематику, тем самым выступая как пассивными потребителями тематической научно-популярной информации, так и активными участниками интеллектуальных состязаний.

Таким образом, Интернет-лицей дает школьникам возможность, обучаясь у вузовских преподавателей и получая информацию не в привычной урочной форме, совершенствовать свои знания, выполняя проектные работы – пробовать применить знания на практике, участвуя и занимая призовые места в конкурсах – пополнять свое портфолио достижений. Университет же, благодаря дистанционным технологиям, включает в свою орбиту на раннем этапе большое количество школьников, не зависимо от места их проживания, укрепляет связь с системой общего образования по всей стране и за ее пределами, и ориентирует лучших абитуриентов на выбор Томского государственного университета в качестве места получения высшего профессионального образования.

Список использованных источников
  1. Можаева Г.В., Рыльцева Е.В. Развитие дистанционного обучения школьников в ТГУ: от ПЦДО до Интернет-лицея // Труды XXI Всероссийской научно-методической конференции «Телематика'2014», 23–26 июня 2014 г., г. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 2014. С. 252–253.
  2. Ромашова Т.В. Удивительный мир географии: онлайн курс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.lektorium.tv/mooc/courses/TSU/GEO1/2015_3/about (дата обращения 12.04.2015).
  3. Конкурсы // Интернет-лицей ТГУ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://il.tsu.ru/competition/ (дата обращения 12.04.2015).
  4. Крыжевич А.С., Фещенко А.В. Применение технологий веб 2.0 в дистанционном обучении школьников // Материалы международной научно-практической конференции «Интернет в образовании», 12 октября 2009 г. М.: Изд-во СГА, 2010. С. 419–427.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Дополнительное образование детей
Ключевые слова  дополнительное образование, дистанционное обучение, конкурсы, Томский государственный университет, Интернет-лицей

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.