Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Организация дистанционной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Ресурсный центр дистанционного обучения детей-инвалидов г. Тобольска
В статье описывается понятие о дистанционном обучении как одной из современных образовательных технологий в системе непрерывного образования и школьного обучения детей-инвалидов. Плюсы и минусы дистанционного обучения для детей-инвалидов и детей с ОВЗ и новые возможностях для творческого самовыражения.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования.

Развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок-инвалид перестает быть ограниченным в пространстве. У ребенка появляется возможность пользоваться обширными электронными информационными фондами, увеличиваются способы доступа к ним, расширяется его информационно-познавательное поле, позволяющее поддерживать мотивацию и интерес к учебе.

Ребёнку с особыми потребностями для усвоения материала, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающему ребенку. Возникает потребность в дополнительном способе обеспечения непрерывного учебного процесса. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил качественное образование.

Под дистанционным обучением мы понимаем такой способ организации обучения, который основан на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучении на расстоянии без непосредственного контакта между учителем и учащимся.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами и больными детьми. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него ритме. Дистанционные консультации через Skype и работы с документами совместного доступа у ребят вызывают огромный интерес. Тестовая система обучения и контроля, рассылка индивидуальных заданий через почтовый ящик особенно хороша в работе с детьми - инвалидами, так как снимает психологическое напряжение школьников, помогает осуществить индивидуальное обучение, позволяет интенсифицировать процесс обучения и организовать постоянное сетевое взаимодействие учителя и ученика.

При обучении детей с ОВЗ можно реализовать различные формы и различные дистанционные технологии: порталы дистанционного обучения, работу в Skype, видеоуроки, документы совместного доступа в Google. На основе портала дистанционного обучения можно создавать уроки, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Например, реализуя здоровьесберегающие технологии, можно вставлять в урок музыкальные паузы, упражнения для глаз, физкультминутки. Ученик может работать в своём темпе, возвращаться к наиболее сложным для него моментам, переделывать задания, сразу видеть результаты своей работы.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на расстоянии, во многих отношениях похоже на обучение в обычной коррекционной классной образовательной среде или на индивидуальное обучение, тем не менее, имеет ряд существенных отличий. Преподаватели, работающие с учащимися в дистанционном режиме должны выполнить те же общие задачи, что и их коллеги в традиционных условиях обучения с категорией детей с ОВЗ, однако их пространственная удаленность от учащихся означает, что ряд проблем обучения приобретает специфические формы. Например, учащийся часто чувствует себя неуверенно из-за отсутствия рядом педагога и внятной оценки своих успехов или неудач в обучении из-за недостаточной обратной связи с учителем. Для решения этих проблем необходимо проходить с учащимися три стадии работы. Сначала подготовительный этап (очный) - обучение дистанционной работе. Затем попытка учащегося работать самостоятельно, под очным контролем учителя или со Skype-сопровождением (очно-заочный этап). И только затем, когда ребёнок почувствует себя уверенно, можно переходить к третьему дистанционному этапу.

Дистанционное обучение открывает новые возможности для творческого самовыражения, а использование различных информационно-коммуникационных технологий способствует повышению эффективности образования. Использование информационных технологий   становится своеобразным выходом и позволяет детям с ограниченными возможностями  принимать участие в конкурсах, дистанционных олимпиадах, проектах. С целью развития творческих способностей ребенка и создания условий для самореализации, использования технических средств обучения во внеурочной деятельности, повышения интереса к компьютерной грамотности в Ресурсном центре дистанционного обучения детей - инвалидов на базе школы № 12 г. Тобольска, ежегодно проводятся городские дистанционные конкурсы творческих работ для учащихся с ОВЗ. Организовываются виртуальные выставки работ. Традиционными стали дистанционные конкурсы рисунков и фотографий «Как прекрасен этот мир», «Рождество глазами детей», «Ах, зимушка – зима!», «Пасхальная открытка», «Я и мой компьютер» и другие.

В ресурсном центре дети - инвалиды занимаются в кружке по робототехнике (очно и дистанционно). Занятия представляют - уникальную возможность для детей освоить основы робототехники, создав действующие модели роботов Mindstorms NXT. С помощью программирования на персональном компьютере дети наделяют интеллектом свои модели и используют их для решения задач, которые, по сути, являются упражнениями из курсов математики, информатики.

Дистанционное обучение имеет ряд недостатков. Прежде всего, для его осуществления необходима хорошая техническая оснащенность: наличие компьютера и доступа в Интернет. Также для результативности дистанционного обучения очень важна самодисциплина и самостоятельность учеников.

Несмотря на то, что дистанционное обучение только входит в нашу жизнь, оно по праву завоёвывает право быть одной из важнейших частей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во многом помогая им реализоваться как личность, быть значимой частью общества. Очень хочется, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Данная технология ценна тем, что ею могут воспользоваться не только учащиеся, но и педагоги в целях повышения квалификации. Дистанционное обучение позволяет не только учить, но и учиться, работать над собой, совершенствовать свои профессиональные навыки.

Список использованных источников
  1. Ковалёв Д.С. “Место и роль дистанционного обучения в системе образования детей с ОВЗ” http://www.lokos.net
  2. Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями. /http://aplik.ru/10-klass/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-
  3. Герасимова В.А. О методах и приемах использования информационных технологий на уроках. /Интернет и образование, Октябрь, Том 2008, № 1/http://www.openclass.ru/io/1/metody
  4. Крючкова О. Г. Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями. Обзор терминологии и типов программного обеспечения. Издательский дом «Первое сентября» , 2003 – 2009
  5. Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Основное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.