Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Дистанционные образовательные технологии – подспорье в поддержке и развитии одарённых детей

Автор: Васинькина Наталия Николаевна, Победитель конкурса ПНПО 2008, Грамота МО РФ, Лауреат V Международного конкурса педагогического мастерствапо применению ИКТ в образовательном процессе«ФОРМУЛА БУДУЩЕГО – 2015»
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 51"
Качественная дистанционная работа на портале обучения информатике и программированию содействует выявлению и развитию способностей "технаря", если они есть (увы - программировать могут не все). Работа с контестером на солидном банке задач и наличием на портале необходимых теоретических материалов по программированию создают практически неограниченные возможности самообразования для учащихся Учитель в помощь
«… не мыслям, а мыслить надо учить.» Иммануил Кант

Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов.

Современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, - необходимый элемент модернизации экономики России». [1]

C 2008-09 учебного года МОУ «СОШ № 51» включена в перечень муниципальных научных лабораторий (МНЛ) с целью организации и осуществления научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях области. В текущем учебном году наша школа продолжает инновационную деятельность в качестве МНЛ в рамках региональной научно-консультативной службы «Педагогический поиск» при ГАУ ДПО «СОИРО».

Педагоги школы регулярно повышают свою квалификацию на курсах ГАУДПО «СОИРО» и СГУ им. Н.Г.Чернышевского по новым программам переподготовки кадров, ориентированным на изменение требований к качеству образования.

Творческая группа учителей школы планомерно осуществляет тьюторскую поддержку исследовательской и проектной деятельности обучающихся в МНЛ на базе МОУ «СОШ № 51».

Обновление содержания образования с учётом современных требований осуществляется в школе также с использованием дистанционных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессах.

В частности, учитель информатики Васинькина Н.Н. уже 6 лет активно применяет элементы дистанционных образовательных технологий в традиционной классно-урочной системе обучения и во внеурочной деятельности.

  1. school.sgu.ru. Многопрофильные дистанционные курсы:
  2. edusar.soiro.ru
  3. Дистанционные порталы для домашней подготовки к экзаменам:
    • inf.reshuege.ru
    • ege.yandex.ru/informatics
    • inf.sdamgia.ru

Почему «элементы дистанционных образовательных технологий»? Всё-таки объяснение материала в основе своей даётся учителем на уроке в классе, наличие на портале в составе дистанционных курсов теоретических сведений в форме простых или интерактивных лекций – больше предполагается как подсказка для повторения или же для начального изучения пропустившими урок по каким-либо причинам или нечто особенное для углубления продвинутым. «Гвоздь»дистанционного обучения – это наличие на портале в достаточном количестве для наработки прочных умений и навыков Тренировочных и Контрольных тестов. Возникающие вопросы благополучно разрешаются на уроках или в диалоге с учителем дистанционно (через сообщения на портале, по электронной почте, через сообщения в социальной сети «ВКонтакте»).

Личностно-ориентированный подход в обучении с целью максимального раскрытия способностей и талантов ученика, переход на профильное обучение привели к тому, что в теме «Программирование» и на уроке, и дома обучающиеся стали решать больше задач, разнообразных и разноуровневых, каждый из предложенного учителем блока заданий выбирает посильные для себя. В таких условиях учитель попадает в «цейтнот», так как теперь ему нужно проверять намного больше, чем раньше, что оперативно и качественно сделать весьма проблематично.

Проблема снимается благодаря наличию тестирующей системы «Контестер» на портале КНиИТ СГУ им. Н.Г.Чернышевского. Контестер принимает на проверку отправленные дистанционно программы учеников. Проверка осуществляется на предварительно разработанных тестах достаточно быстро и сразу показывает качество проработки алгоритма. После первого запуска программы прошли все тесты – алгоритм работоспособен, если не все – необходимо искать ошибки.

Непрохождение программы хотя бы на одном из тестов – проблема для ученика, которую он должен самостоятельно разрешить. Сложность в том, что

  • при отладке на своих тестах ситуация прозрачна: известны исходные данные, на которых не получается ожидаемый результат, поэтому найти ошибочное место в программе проще;
  • при проверке через контестер исходные данные, на которых произошла ошибка, ученику не известны!!! Обучающийся вынужден заново просмотреть и проанализировать описание типов исходных данных, результатов в соответствии с приведённым примером, форматы ввода/вывода данных, алгоритм.

Отладка программы – сложный процесс, но интересный и полезный. Посылать программу с внесёнными исправлениями на контроль Контестеру можно неоднократно.

При дистанционной работе с порталом school.sgu.ru:

  • учитель на уроках программирования становится в большей мере организатором исследовательской, познавательной деятельности, консультантом, поскольку проверка правильности программ переходит к контестеру, учитель ведёт учёт решённых задач (количество и категорию сложности);
  • обучение школьников – более индивидуальное;
  • солидная база задач контестера с разработанными тестами, а также хранение на портале необходимых материалов по программированию, дают практически неограниченные возможности самообразования учащимся: нарабатывать навыки программирования они могут в любое удобное время суток, а не только на уроках в школе;
  • «количество переходит в качество»: чем больше задач решает ученик, тем лучше развиваются его аналитические способности.

О положительных результатах дистанционной работы МОУ «СОШ №51» со school.sgu.ru свидетельствуют, например, результаты выполнения А12 ЕГЭ-2014 (работа с одномерными массивами), которое требует знания программирования на среднем уровне. По региону это задание выполнили 36,91% от сдававших информатику. «Лучший процент в этом задании показали следующие учебные заведения: физико-технический лицей №1 г.Саратова – 78,26%; лицей прикладных наук г.Саратова – 59,09%; лицей №37 г.Саратова – 53,33%; СОШ №51 г.Саратова – 60%» [2]. Присутствие нашей школы в данном списке наряду с мощными профильными инновационными заведениями города подтверждает правильность выбора портала КНиИТ СГУ в качестве «базы» для основательной подготовки в области программирования и ИКТ.

Ещё одно подтверждение положительных результатов дистанционного обучения на school.sgu.ru:

  • максимальный балл ЕГЭ 2014 по СОШ №51 - 88,
  • средний балл по СОШ №51 - 71,4,
  • средний балл по Саратовской области - 60,7

У 80% учеников СОШ №51 результат ЕГЭ выше среднего балла по области.

Во внеурочной деятельности очно-дистанционно осуществляется подготовка к олимпиадам по программированию, по базовому курсу информатики. При этом задействуются порталы:

  • olymp.ifmo.ru – «Открытая олимпиада школьников «Информационные технологии»
  • school.sgu.ruОлимпиады и конкурсы
  • acm.sgu.ru/olimp – Саратовские олимпиады по информатике
  • codeforces.ru/problemset – Программирование: Тренировки, Соревнования, Архив задач.

Самые талантливые и трудолюбивые ученики России имеют шанс поступить без экзаменов в Санкт-ПетербургскийНациональный Исследовательский Университет ИТМО, на КНиИТ СГУим. Н.Г.Чернышевского, став победителем или призёром в «Открытой олимпиаде школьников «Информационные технологии» первого уровня. В СОШ №51 такие призёры есть. Подготовка к олимпиадам не прошла даром: в ЕГЭ-2014 появилось новое задание В7, три года назад считавшееся олимпиадным. «По Саратовской области данное задание выполнило 14,43 % сдававших ЕГЭ. Школы, которые обращают своё внимание на олимпиады по информатике, показали лучшие проценты: ФТЛ – 36,96%; ЛПН – 25%; гимназия №7 – 28,57%; СОШ №51 г.Саратова – 50%» [2]

Мы рассмотрели дистанционные технологии при изучении программирования и теоретической информатики, при подготовке к экзаменам и к олимпиадам.

Курс «Профильная информатика» на school.sgu.ru– настоящий кладезь для талантливых детей. Там достаточно материала повышенной сложности, на котором раскроется одарённость «технаря», на котором раскрытую одарённость можно развивать. Для талантливых программистов рекомендую acm.sgu.ru/olimp и codeforces.ru

При необходимости, если нигде нет желаемого, учитель может разработать под себя, под своих учеников личный дистанционный курс, учтя особенности и таланты своих подопечных. Так 5 лет назад появился мой курс для 9-классников по подготовке к экзамену. Оболочка Moodle, в которой он создан, раскрывает полную картину деятельности учеников, их успешность/неуспешность, … Анализ этой дистанционной деятельности позволяет более эффективно готовиться и проводить уроки.

Проблемы на пути успешного обучения программированию с использованием исследовательского метода, интегрированного с дистанционными образовательными технологиями:

  • Неравномерность подготовки школьников за счёт низкого уровня мотивации к обучению.
  • Не всегда устойчивая работа сети Интернет вносит коррективы в разработанный план урока.

Для использования дистанционной формы обучения необходимо решать проблему обеспечения системы образования качественными интернет-ресурсами в изменяющихся условиях. Примером является внезапное усложнение ряда заданий частей А и В в ЕГЭ-2014 по информатике – и, соответственно, отсутствие в существующих курсах подобных заданий…

Учитель информатики МОУ «СОШ № 51», выступая в роли тьютора, широко взаимодействует во внеурочной деятельности с учителями-предметниками, выдавая с ребятами проекты, занимающие призовые места на конкурсах и конференциях.

В СОШ №51 все детям предоставляется возможность творчества и самовыражения. Талантливые дети в этом не исключение. Работы учеников и учителя информатики вошли в копилку достижений школы. В региональных конкурсах «Лучшая муниципальная лаборатория…» школа награждалась Дипломами:

  • 3 степени в 2010 г.
  • победителя в номинации «За активную инновационную деятельность» в 2011 г.
  • 1 степени в 2012 г.
  • 2 степени в 2014 г.
Список использованных источников
  1. http://zvonoknaurok.ru/publ/rabota_s_odarennymi_detmi/koncepcija_podderzhki_odarennykh_detej/20-1-0-346 – Концепция поддержки одаренных детей – Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012
  2. Информационные технологии в образовании: Материалы VI Всерос. научно-практ. конф. – Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2014. – 330 с.» «Анализ подготовки выпускников школ по информатике и ИКТ в Саратове и Саратовской области». Лапшева Е.Е., Фёдорова А.Г., СГУ им. Н.Г.Чернышевского
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  дистанционные, образовательные, технологии, одарённые, дети, профильная, информатика, moodle

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.