Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Творческий проект "Сказки детей воронежского края: роль социальных сетей как коммуникационная составляющая проекта"

Авторы: Зайцева Марина Павловна 1, Муравьева Елена Семеновна 2, почетный работник общего образвания
1 МДЦ "ЗАЙКА" Г.ВОРОНЕЖ, 2 МБОУ школа №34 г. Воронеж
В данном проекте рассматриваются формы и методы сказкотерапевтической работы направленной на формирование у детей национальной гордости и достоинства через соприкосновение с народным искусством и традициями, с использованием ИКТ.
Сказки это лекарство. Они владеют мною с тех пор, как я услышала свою первую сказку. Они обладают зрительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать, достаточно слушать их. В сказках содержатся средства, позволяющие исправить или возродить другую утраченную душевную пружину. Сказки рождают волнение, печать, вопросы, стремления и понимание. В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться через жизненные тернии. (К.Эстес Бегущая с волками)

Будущее нашей страны зависит от духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Сегодня, когда детей отличает эмоциональная незрелость, когда постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности, когда материальные ценности доминируют, над духовными, обращения к опыту гуманной педагогики особенно актуально. Общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Для достижения этих целей у нас используются:

  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Технологии творческой мастерской;
  • Технологии сотворчества.

Объединив в одну все технологии, мы получили интегрированную технологию, ярким представителем которой является проектная деятельность. В её основе лежит проект.

Т.А.Мацкевич называет проектом специально организованный педагогом, и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий. Занимаясь проектной деятельностью, они могут быть самостоятельными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта. Это отражает цели и задачи нашего творческого проекта «Сказки детей воронежского края. Роль социальных сетей как коммуникационная составляющая проекта».

ТВОРЧЕСТВО заложено в детях самой природой, они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться. Творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития.

Наши занятия призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, самостоятельное мышление.

Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих проектов, где каждый ребёнок имеет возможность продвигаться к истине своим путём. Обучение в таких проектах базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий ребёнка.

Наша работа строится на творчестве, в основе которого лежит сказкотерапия.

Сказкотерапия– психотерапевтическое направление, использующее сказки для решения тех или иных психологических проблем ребёнка.

В сказках в символическом виде отражаются особые психологические проблемы людей – архитипические внутренние конфликты.

Сказка позволяет обратиться к глубинному опыту человека, открыть и осознать чувства и стремления, скрытые в бессознательном, переосмыслить жизненные события, увидеть пути решения проблем. Сказкотерапевт внимательно слушает рассказы человека о жизни, выделяет архетипический сюжет, влияющий на его жизнь в данный момент, помогает выявить опасные моменты и предлагает стратегию гармоничного «завершения сюжета».

ТЕХНОЛОГИЯ  РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подходы к сущности творческой деятельности

  1. Философский и социально-экономический – творчество как создание чего-то нового /изобретение, (сказка)/.
  2. Психолого-педагогический – создание для  субъекта новых ценностей /интуитивное мышление, творческое воображение, логические законы и правила/.

Алгоритм работы над творческим проектом

  1. Проблемная ситуация, задание (создание иллюстрированной книги, создание компьютерной игры).
  2. Поиск идеи.
  3. Разработка идеальной модели решения.
  4. Дальнейший поиск, исследование (обращение к книгам, постановкам, интернет-ресурсам).
  5. Индивидуальное и коллективное творчество:
    • написание сказки, создание кукол;
    • постановка спектакля в театре теней;
    • он-лайн рисование, иллюстрирование сказок, интернет-голосование;
    • конечный продукт проекта – выпуск книг серии «Сказки детей воронежского края».

Стратегии творческой деятельности

  1. Стратегия случайных постановок– поиск вслепую, без плана.
  2. Стратегия поиска аналогов– использование известной конструкции или её части при создании нового.
  3. Стратегия комбинированных действий– поиски сочетаний и перестановки.
  4. Универсальная стратегия.

Тактики творческой деятельности

Тактика – конкретные действия по реализации стратегии.

  • тактика интерполяции(включение в устройство какой-либо части).
  • тактика экстрополяции(внешнее добавление элемента).
  • тактика гиперболизации.
  • тактика базовой модели(использование части как основы).
  • тактика дифференциации(специальное разделение структур и функций).

Методы развития опыта творческой деятельности  (активизация творческого мышления)

  1. Методы с применением затрудняющих условий
    • метод временных ограничений
    • метод внезапных запрещений– разрушение стереотипов деятельности
    • метод скоростного экзарирования– все варианты творческого поиска
    • метод информационной недостаточности– решение задачи с недостатком данных
    • метод абсурда
  2. Методы группового решения
    • метод «чёрного ящика»– выявление дефектов и пути их устранения
    • метод дневников– фиксация идей
  3. Метод коллективного стимулирования
    • метод мозгового штурма
    • метод синектики– абстрагирование, фантазия
    • методы ТРИЗ– построение системы логических операций (дробление, объединение, матрёшка, наоборот).

Принципы построения занятий в творческом проекте

  • сотрудничество
  • совместный поиск
  • сотворчество
  • самостоятельность
  • опережающий поиск
  • занятость всех детей

Этапы проекта (практическая часть)

  1. Подготовительный. Детям предлагаются специальные приёмы для создания сказки: "приём 10 слов", "приём множественных ассоциаций" , "приём музыкальной релаксации"
  2. Диагностический. В ходе написания сказки выявляются психологические  проблемы  ребёнка.           
  3. Терапевтический.  Подбираются комплексы сказок для решения психологических проблем ребёнка.                                                                 
  4. "Кукольный". Продолжается работа над проблемами ребёнка в ходе создания кукол для будущего спектакля.
  5. "Театральный". Постановка сказки в театре теней.
  6. Он-лайн рисование. Эскизное изображение сказки по ходу развития сюжета.
  7. Иллюстрирование сказки. Дальнейшая работа над сказкой путём создания визуализированных художественных образов. Цветотерапия.
  8. "Сетевой" . Размещение в сети Интернет сказок и иллюстраций к ним. Выявление победителей путём голосования.
  9. "Издательский". Издание книг серии "Коллекция сказок детей воронежского края" с авторскими иллюстрациями.
  10. Заключительный . Награждение победителей в различных номинациях с привлечением средств массовой информации.

В ходе всех этапов разрешаются психологические проблемы ребёнка, происходит творческое самовыражение и социальная реабилитация.

Применение информационных технологий в творческом проекте "Сказки детей воронежского края"

  1. Обучающие прграммы , которые повышают мотивацию ребёнка к написанию сказки.
  2. Интерактивный демонстративный материал.
  3. Самостоятельная - поисковая работа в сети интернет (образ куклы определённой эпохи и места действия для будущего спектакля).
  4. Научно - исследовательская работа в интернете.
  5. Обсуждение проектных решений в социальных сетях. Дети размещают свои сказки и иллюстрации на страницах сайтов zayka.vrn.ru, mamampapam.com, обсуждают и голосуют за понравившегося участника.
  6. Участие в телекоммуникационных проектах (один из таких конкурсов состоится 26 апреля, где будут награждаться "Сказочники воронежского края" принимавшие участие в интернет голосовании, при поддержке телекомпании ТНТ губерния. Победителей награждают почётные граждане города Воронежа: Чижик - Полейко А.Н., доктор медицинских наук,  Рогова Е.Е., доцент ВГПУ гуманитарного факультета и многие другие).
  7. Слайд-фильм ( по результатам конкурсов создаются слайд - фильмы).

В дальнейших наших планах создание интернет - фестивалей и разработка сказкотерапевтических компьютерных игр с привлечением студентов программистов ведущих вузов нашего города.

В результате на каждом занятии создаётся ситуация успеха. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения стремясь к успеху .

В эпоху тотальной компьютеризации мы ставим цели использовать ИКТ для актуализации традиционных видов искусства. 

Использование программ по сказкотерапии с применением ИКТ дадут новый виток в возрождении и развитии (появление новых образов) сказки.

Список использованных источников
  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Г., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. / Т.Г. Зинкевич-Евстигнеева, Е.А.Тихонова. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 208 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Г. Формы и методы работы со сказками / Т.Г.Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург: Речь, 2008. – 240 с.
  3. Панина С.М. Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты непосредственно образовательной деятельности / С.М. Панина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 151 с.
  4. Фещенко Т.С. Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методическое пособие / Т.С.Фещенко. – Москва: УЦ Перспектива, 2013. – 224 с.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Дополнительное образование детей
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  Сказкотерапия, проект, творчество, личностно-ориентированный подход, социальные сети, педагогические технологии, инновация, коллективное творчество, сотрудничество, сотворчество, совместный поиск, опережающий поиск.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.