Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Опыт ФГБОУ ВПО КубГТУ в реализации стратегической задачи повышения уровня кибербезопасности школьников

Кубанский государственный технологический университет
Информация сегодня играет важную роль в формировании человека,и от того какую информацию выбирает ребенок для себя истинной напрямую зависит уровень безопасности личности в целом.Грамотная и слаженная работа всех социальных институтов способна решить задачу повышения уровня информационной безопасности общества.Активная позиция ВУЗов,готовящих по направлению"ИБ",важна для решения данной задачи.
Войны выигрывает школьный учитель. Отто Фон Бисмарк

В настоящее время в Российской Федерации полным ходом идет процесс формирования государственной информационной политики в интересах детей.

Соответствующие цели и задачи закреплены, в частности, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.

Федеральным законом № 436-ФЗ от 29.12.2009г установлены требования к информационным ресурсам, в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. В соответствии данным законом, вредной считается та информация (а так же информационная продукция), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с этим законом. Так же настоящий закон выделяет в отдельную группу информацию порнографического характера, которая в такой же степени вредна для детей.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что «вредная» информация – это та информация, при ознакомлении с которой у ребенка могут возникнуть ощущения страха или паники, возникнуть ощущение ужаса и в том числе травмироваться психика.

Один из важных моментов борьбы с «вредной» информацией является регулирование федеральным законодательством контента, находящемся в свободном доступе (Интернет, СМИ, телевидение и радиовещание).

Так Государственная дума принимает различные законы и постановления, которые контролируют сферу распределения или блокирования информации, имеющей вредный характер.

Федеральный закон Российской Федерации № 2124-1 «О средствах массовой информации»:

«Недопустимость злоупотребления свободой массовой информацией. Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний […]распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.»

Федеральный закон Российской Федерации № 38-ФЗ «О рекламе»:

«Общие требования к рекламе.

4. Реклама не должна:

Побуждать к совершению противоправных действий;

Призывать к насилию и жестокости;

Иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

Формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.»

Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»:

Документ, в частности вводит запрет на распределение информации, содержащей непристойное злоупотребление, порнографию среди детей и информации, вызывающей употребление наркотиков, психотропных веществ, табака и алкоголя. Информация с экранов телевизоров и страниц газет не должна стимулировать детей к незаконной деятельности.

Согласно закону, каждое информационное производство получило знак, смотря на который родители имеют право запретить просмотр детям «вредных» фильмов или телепрограмм. Отметка «6–» - означает безопасность информации даже для детей, недостигших возраста 6 лет, далее «6 +», «12 +», и «16 +» - соответственно. В документе оговаривается, что предупреждающая надпись (знак информационной продукции) о нежелательности информации для детей на экране или веб-сайтах должна занимать не меньше чем 5% от своей общей площади.

Принятый закон установил административную ответственность лиц, предоставляющих доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети интернет, в местах, доступных для детей, за неприменение административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей в таких местах от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Штраф для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предусматривается в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, юридических лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей. Под штрафы не будут подпадать операторы, которые предоставляют услуги связи.

Вышеуказанные нормативные акты регулируют деятельность организаций, которые занимаются распространением информации.

Защищенность детей при работе в открытых информационных сетях не может быть достигнута только за счет регулирования деятельности поставщиков информации. Большую роль играет получение детьми знаний в области работы в открытых информационных сетях. В данной сфере необходимо выделить следующие проблемы, которые являются наиболее чувствительными для школьников:

  1. Не понимание ответственности за совершение преступлений в виртуальной среде, таких как неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, незаконное распространение информации о личной жизни третьих лиц, доведение до самоубийства, распространение порнографии, мошенничество, нарушение авторского права и т.д.
  2. Посещение сайтов и(или) закачивание программ, содержащих вредоносной программное обеспечение и их дальнейшее распространение.
  3. Выкладывание на страницах в социальных сетях информации о себе, своих близких и друзьях, позволяющим преступникам получить дополнительные сведения для совершения преступления «в реале»

Освоение информации с помощью цифровых технологий происходит раньше, чем дети начинают читать и писать – в три-четыре года, часто стихийно, без контроля взрослых. Более 90% опрошенных детей заходят в интернет практически ежедневно, а среди родителей таких активных пользователей всего 40% (среди бабушек и дедушек 13%). Дети не просто пользуются интернетом, а фактически живут в нем: информационное пространство является продолжением и усилением личностного и группового социального пространства.

Одновременное обучение школьников основам компьютерной безопасности, сможет повысить уровень защищенности детей в Интернете, так как несоблюдение учащимися «гигиены соцсетей» приводит не только к компьютерным преступлениям, но и в случае публикации школьниками информации о себе, семье, планах на ближайшее время такие сообщения нередко становятся наводками для преступников для совершения тяжких преступлений.

С 2014 года на безе Института компьютерных систем и информационной безопасности реализуется проект, направленный на повышение уровня знаний школьников при работе в открытых информационных сетях.

Целью данного проекта является повышение уровня грамотности населения при работе в открытых информационно телекоммуникационных сетях

В рамках проекта реализуются следующие задачи:

  • Разработка анкет, тестовой базы по определению уровня осведомленности в области информационной безопасности различных категорий населения (дети, взрослые, пенсионеры);
  • Разработка методических рекомендаций для проведения занятий по повышению уровня информационной грамотности;
  • Разработка интерактивного ресурса помощи гражданам в вопросе осведомленности о правовых основах информационной безопасности

Итогом проекта будет являться разработка интерактивного ресурса (сайта), на котором будет размещена нормативная документация по информационной безопасности, методические указания по проведению тематических классных часов и разработки тематических наглядных пособий по вопросам инцидентов, будут сделаны 2 непересекающихся форума для детей и родителей, на которых будут обсуждаться вопросы, которые интересуют пользователей.

В заключении хотелось бы отметить, что реализация данного проекта ВУЗами, ведущими подготовку в области информационной безопасности актуальна потому что:

  1. В рамках данного проекта ВУЗ одновременно решает вопрос о привлечении абитуриентов на специальности связанные с компьютерными технологиями и информационной безопасностью
  2. Общение студентов со школьниками позволяет последним более открыто говорить о возникающих проблемах со «старшими товарищами».

Проведение лекций студентами, которые имеют знания в области информационной безопасности и, соответственно, более отчетливо понимают риски распространения нежелательной информации в интернете, повышает ответственность школьников при использовании интернет-ресурсов.

Список использованных источников
  1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 9 сентября 2001 года)
  2. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — Иркутск, 2008
  3. Федеральный закон Российской федерации от 26 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных"
  4. Смолян Г.Л. Сетевые информационные системы и проблемы безопасности личности // Информационное общество. 2001. № 1.
  5. Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании Microsoft http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx#
  6. Петров В.П., Петров С.В. Информационная безопасность человека и общества Учебное пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2007
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ, КИБЕРГРАМОТНОСТЬ, ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ РЕСУРС, ЗАЩИТА ОТ ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.