Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

О навыках работы с информационными системами как одной из составляющих ИТ-компетентности педагога (на примере конкурса «Формула будущего – 2015»)

Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
В докладе на примере конкурсной системы, используемой для проведения серии конкурсов «Формула будущего», затронуты типичные проблемы, с которыми сталкиваются пользователи при работе с различными информационными системами. Обращается внимание на такую важную составляющую ИТ-компетентности педагога, как умение представлять информацию в структурированном и удобном для восприятия другими людьми виде.

В современных условиях, когда развитие технических средств идёт быстрыми темпами, важно помнить не только о необходимости развития и поддержания у членов общества навыков грамотного и целесообразного использования средств ИКТ, но и одновременно о необходимости повышения уровня информационной грамотности и достижения следующей её ступени – информационной культуры. Об этом говорилось, в частности, и при рассмотрении вопроса о подготовке новой концепции информатизации образования, отвечающей сегодняшним потребностям общества и уровню достигнутого научно-технического прогресса [1].

Закономерно, что основную нагрузку по обучению информационной культуре должны взять на себя образовательные учреждения дошкольного и среднего образования, поскольку именно в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте закладываются базовые знания, умения и навыки. Сейчас в школьной программе нет специального предмета «Основы информационной культуры», который целенаправленно обучал бы школьников работе с потоками информации, анализу, синтезу и использованию полученных данных в условиях нынешнего уровня развития ИКТ, а также грамотному представлению хорошо структурированной информации другим людям. Эти умения учащиеся обычно получали в ходе изучения различных предметов, усваивая и систематизируя новую информацию и пробуя излагать свои мысли и результаты решения учебных задач устно и письменно. Появление ИКТ внесло существенные изменения как в жизнь общества в целом, так и в процесс обучения  и потребовало перестройки системы образования. Сейчас школьники обязаны за время обучения в средней школе овладеть как минимум базовыми навыками информационной грамотности, чтобы, по определению ЮНЕСКО, уметь использовать ИКТ для работы с информацией, быть способными к рефлексии, решению проблем и производству новых знаний [2]. В освоении этих умений им обязан помогать учитель, обучающий информационной грамотности и закладывающий в учениках основы информационной культуры.

Сегодня одним из важных умений для взрослого человека является работа с различными информационными системами: это госуслуги, налоги, банковские онлайн-системы и пр. Многие из них обладают далеко не дружественным интерфейсом, и общение с ними требует от рядового пользователя немалой сообразительности. Очевидно, что пока нет ни одной системы, которую можно было бы назвать идеальной: существует значительный разрыв между разработчиками ПО и пользователями [1], что приводит как минимум к сложностям и потере времени при работе с системой из-за непродуманного интерфейса, максимум – к невозможности полноценно получить и обработать информацию. То же самое можно сказать и о конкурсных системах, используемых для проведения массовых дистанционных конкурсов. Система, на которой уже третий год проводится конкурс «Формула будущего», также не лишена недостатков, но этот отрицательный момент становится своеобразной проверкой для участников конкурса: именно в сложной ситуации - в условиях работы с незнакомой и непредсказуемой системой, в условиях цейтнота - и проявляется ИТ-компетентность педагога. Знание общих принципов работы с такими системами, способность предположить, как следует действовать в предлагаемых обстоятельствах, если это неясно и нет прямых указаний, - всё это напрямую относится к ИТ-компетентности. 

V Международный конкурс педагогического мастерства по применению ИКТ в образовательном процессе «Формула будущего – 2015» [3] выявил парадокс: авторы, подающие на конкурс работы достаточно высокого уровня, порой испытывают затруднения в самых простых ситуациях, когда необходимо лишь включить логику для нахождения алгоритма решения проблемы или даже воспользоваться подсказкой, которая находится в прямом доступе. Так, одной из частых проблем стал перевод заявки из статуса «Черновик» в статус «Подано на конкурс» - далеко не все участники, в том числе и учителя информатики, могли догадаться, что эта возможность скрыта разработчиками ПО на странице редактирования заявки, и даже не пытались открыть этот режим: ведь заявка уже готова и редактировать её не нужно. При этом другой возможности они не видели (её и не было), и способом решения проблемы становилось обращение в оргкомитет, тогда как небольшое логическое рассуждение привело бы к выводу, что режим редактирования не должен привести к неминуемой гибели заявки, но может открыть дополнительные возможности для совершения каких-либо действий над нею. Были также ситуации, когда участник полагал, что заявка уже подана, тогда как она по-прежнему оставалась в черновиках или даже не была сохранена вовсе: система не давала завершить подачу, пока все обязательные поля не будут заполнены как надо, конкурсант же не обращал внимания на сообщения, выдаваемые системой в ответ на его действия, не анализировал их, а закрывал окно с заявкой, полагая, что работа выполнена. Другой вариант: участник видит, что система требует внести исправления в то или иное поле, но не может понять, что он делает не так. Иногда это происходит от усталости, иногда же достаточно ещё раз внимательно прочитать комментарии к полю, чтобы увидеть, что аннотация, к примеру, не должна превышать 700 символов, а не 700 слов.

Напомним, что одна из сторон ИТ-компетентности – это умение найти выход, справиться с системой в сложной ситуации по возможности самостоятельно (то есть проанализировать все имеющиеся данные и в зависимости от результатов анализа предпринять нужные шаги), для чего необходимо уметь работать не только с техническими средствами и ПО, но прежде всего с информацией как таковой: уметь при неких исходных данных выстраивать алгоритм действий.

Информационная культура является более высокой ступенью по сравнению с информационной грамотностью, её наличие также можно отнести к ИТ-компетентности педагога (пожалуй, здесь больше подходит термин «ИКТ-компетентность», где К – «коммуникативная», а не «коммуникационная»). Проблема, которую выявил конкурс, – это не всегда высокий уровень информационной культуры, проявляющийся в недостаточном умении грамотно, логично и структурированно представить информацию в удобном для адресата виде и/или с соблюдением обязательных правил и требований к форме изложения материала, если таковые есть (а на конкурсе они есть).  

Зная о традиционной нелюбви взрослого населения к прочтению любой документации – инструкций, положений и пр., – а также испытав на себе всё несовершенство конкурсной системы,  организаторы подготовили сайт таким образом, чтобы информация была представлена на нём максимально полно и структурированно, что позволяет воспользоваться ею без затрат времени на поиск; наиболее важные разделы конкурсной документации были практически кратко пересказаны на сайте. Дополнительно все поля в форме подачи заявки были снабжены комментариями, в которых кратко описывалось, что должно указываться в данном поле. Однако это не привело к желаемым результатам: весьма малое число конкурсантов сочло нужным соблюдать все требования к оформлению работы. Об этом свидетельствует, как правило, уже само наличие или отсутствие в материалах заявки файла с названием  «Описание работы» (Положением предписывалось озаглавить основной файл заявки именно так). Ещё меньшее количество участников воспользовалось предложенным шаблоном для подготовки описания работы (основную информацию следовало внести в таблицу, что значительно упростило бы проведение содержательной экспертизы). Требование не архивировать файл с описанием работы и вовсе массово игнорировалось участниками. В результате масса достаточно разнородных заявок начинает создавать трудности для экспертов – на проведение экспертизы приходится затрачивать гораздо больше времени. При обращении в оргкомитет практически половина участников не называла номер заявки, по которой задавался вопрос, – это приводило к потере времени на поиск заявки либо на уточнение её номера у автора обращения. Не следует забывать, что одно из проявлений информационной культуры и одновременно признак высокой степени ИТ-компетентности педагога – это стремление представить информацию в наиболее комфортном для адресата виде: пригодном для быстрого восприятия, анализа и последующей работы с ней.

Конкурс показал, что уровень ИТ-компетентности преподавателей, увы, не всегда можно считать высоким, что огорчает, особенно если учесть, что тематикой конкурса является как раз применение ИКТ в образовательном процессе, и многие участники используют ИКТ в преподавании в среднем 5 – 10 и более лет. Это можно объяснить тем, что педагоги часто были вынуждены осваивать новые технологии самостоятельно, не отрываясь от работы, в условиях нехватки времени, в результате же мы можем видеть порой сочетание высокого педагогического мастерства в части применения ИКТ в образовании с явными пробелами в базовых знаниях и умении работать с информацией.

Очевидно, что овладение информационно-коммуникационными технологиями и техническими средствами само по себе не является новым качеством, способным радикально обновить систему образования. Перестройка системы подразумевает, что применение ИКТ должно быть логически связано с определённым уровнем информационной грамотности и должно быть обоснованным в каждой конкретной ситуации (в т.ч. при решении конкретной учебной задачи). Нынешний уровень развития технологий предоставляет нам обширнейшие возможности, однако они редко используются полностью. Логичная и эффективная интеграция средств ИКТ в образовательный процесс невозможна без обучения умению работать с информацией, и прежде всего это обучение должно затронуть педагогические кадры (это касается как базовой подготовки, т.е. получения высшего профессионального образования, так и повышения квалификации).  Подготовка любого педагога, не только преподавателя информатики, должна включать в себя обучение работе с информационными потоками, навыкам не только получения, но и представления информации, а также обучение элементам логического мышления и рассуждения (всё это – составляющие ИТ-компетентности педагога), чтобы в дальнейшем учитель мог передать эти знания и навыки учащимся.

Список использованных источников
  1. Вихрев В. В., Христочевская А. С., Христочевский С. А. О новой концепции информатизации образования. Системы и средства информатики, 2014, Т. 24, № 4, с. 162 – 172.
  2. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Paris: UNESCO, 2011.
  3. V Международный конкурс педагогического мастерства по применению ИКТ в образовательном процессе «Формула будущего – 2015». http://fb.ito.edu.ru/
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  Информационная культура, ИКТ-компетентность, ИТ-компетентность, Формула будущего, конкурс, повышение квалификации

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.