Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

ИКТ-компетентность педагога в условиях информатизации образования

НОУ "Свято-Покровская православная классическая гимназия г. Саратова"
В статье представлен анализ компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности педагогов (на примере НОУ "Православная гимназия г. Саратова") в условиях создания и развития информационно-образовательной среды учебного заведения.

В настоящее время происходит стремительное развитие информационных технологий, активное и эффективное внедрение которых в образование является важным фактором не только создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества, но и формирования информационно-образовательной среды учебного заведения, обладающей значительным образовательным потенциалом, позволяющей повысить эффективность управления образовательным процессом и способствующей открытости образовательного пространства [1].

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс НОУ «Православная гимназия г. Саратова» и создание информационно-образовательной среды гимназии стало активно проводиться с января 2012 года и заключалось, прежде всего, в совершенствовании материально-технической и ресурсной базы учебно-воспитательного процесса: оснащению оргтехникой кабинетов гимназии, проведению и расширению локально-вычислительных сетей, подключению к сети Интернет, установке программного обеспечения. Сегодня 94 % учебных кабинетов гимназии оснащены компьютерной техникой, из них 87 % подключены к локальной сети и 33 % имеют выход в глобальную сеть Интернет.

Однако для того, чтобы процесс создания информационно-образовательной среды православной гимназии имел позитивные результаты, наличия материально-технической и ресурсной базы недостаточно. Необходимы изменения подходов к обучению детей и профессиональной подготовке учителей. Современный педагог должен иметь не только высокий уровень квалификации, но и обладать определенными профессионально значимыми качествами личности, повышающими конкурентоспособность специалиста, способствующими формированию умения быстро осваивать новые технологические средства, повышать свой профессиональный уровень [4]. Этот процесс невозможен без сформированной у педагогов ИКТ-компетентности, заключающейся в сотрудничестве с учащимися на основе информационного взаимодействия, умении осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач.

С целью определения готовности педагогов к организации новых видов педагогической деятельности было проведено анкетирование, позволяющее выявить уровень компьютерной грамотности педагогов НОУ «Православная гимназия г. Саратова» и оценить степень использования педагогами информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. В анкетировании приняло участие 46 % педагогов гимназии. Из них 60 % учителей начальных классов, 27 % педагогов гуманитарных дисциплин и 62,5 % преподавателей естественнонаучных дисциплин.

Анализ полученных данных показал, что более 90 % опрошенных педагогов владеют основными правилами работы с персональным компьютером, к которым относится подключение компьютера к сети электропитания, последовательное включение/выключение компьютера и внешних устройств. 82 % учителей владеют приемами работы с внешними накопителями, умеют пользоваться электронной почтой, создавать, редактировать и отправлять на печать текстовые документы, осуществлять поиск информации в сети Интернет. 73 % респондентов владеют навыками работы в приложении MSOfficePowerPointи лишь 46 % опрошенных – в приложении MSOfficeExcel.

Таким образом, педагоги НОУ «Православная гимназия г. Саратова» обладают средним уровнем компьютерной грамотности.

Все респонденты едины во мнении, что использование информационно-коммуникационных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их. Из них 80 % отмечают частое использование информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.

В процессе анализа данных анкет было выявлено, как педагоги используют возможности компьютера в своей повседневной практике, какие профессиональные задачи реализуют с помощью информационно-коммуникационных технологий и каким типам заданий с применением ИКТ отдают предпочтение.

Анкетирование показало, что в повседневной практике более 90 % учителей используют приложение MSOfficeWordс дальнейшим выводом на печать текстовых документов. Более 80 % педагогов часто пользуются приложением MSOfficePowerPoint, поисковыми системами и электронной почтой. Время от времени от 45 % до 63 % опрошенных учителей прибегают к помощи цифровых словарей и энциклопедий, электронных тестов, обучающих программ и Интернет-форумов.

Более половины респондентов признались, что не владеют и поэтому не используют в своей профессиональной деятельности программы для видеомонтажа, работы со звуком и графикой, электронные базы данных. 45 % педагогов имеют навыки работы с интерактивной доской, но не имеют возможностей ее использования в своей деятельности.

Результаты анкетирования показали, что с помощью информационно-коммуникационных технологий более 90 % педагогов осуществляют поиск учебных материалов для подготовки к урокам; 73 % опрошенных применяют ИКТ для написания рабочих программ и учебно-тематического планирования; 72 % учителей эффективно используют возможности компьютера для объяснений нового материала на уроке.

С помощью ИКТ от 36 % до 45 % педагогов периодически реализуют следующие профессиональные задачи: осуществляют взаимодействие с коллегами и родителями обучающихся, организуют помощь учащимся, проводят мониторинги развития учеников и используют собственный веб-сайт с целью распространения педагогического опыта.

Среди учебных заданий с применение информационно-коммуникационных технологий преобладают следующие: работа над сочинением (докладом, выступлением) с помощью текстового редактора и подготовка компьютерной презентации. Около 50 % опрошенных учителей используют готовые цифровые образовательные ресурсы.

Анализ данных анкет показал, что, к сожалению, педагоги не реализуют полностью свой потенциал: 45 % – 55 % учителей не используют в своей работе электронных учебников и виртуальных лабораторий, не применяют сетевые средства организации совместной работы школьников (Интернет-форумы), несмотря на то, что обладают знаниями в этих областях. Не пользуются популярностью у преподавателей и сетевые коммуникационные проекты (Интернет-олимпиады, конкурсы и т.п.).

Таким образом, анализ современного состояния проблемы информатизации НОУ «Православная гимназия г. Саратова» позволил выявить объективное противоречие между динамично развивающейся информационно-образовательной средой гимназии и неготовностью педагогов к организации в ней новых видов педагогической деятельности [3]. Решение данной проблемы связано с совершенствованием профессиональной подготовки и повышением квалификации учителей в целях внедрения информационных технологий в обучение [5].

Список использованных источников
  1. Агафонова Л.В. Повышение ИКТ-компетентности участников образовательного процесса в рамках проекта «Информатизация образования» // Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Томск, 2010.
  2. Герасимова Т.Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ – компетентность современного учителя [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – 2003-2015. – URL: http://festival.1september.ru/articles/592048.
  3. Кочегарова Л.В. Модель научно-методического сопровождения развития ИКТ-компетентности педагога // Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе: материалы Всерос. научно-практ. конф. – Томск, 2010.
  4. Мулдашев Р.М., Паринова Г.К. Характеристики личностного компонента медиакомпетентности студента педвуза // Актуальные вопросы регионального образования. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011, № 4.
  5. Мулдашев Р.М., Шевцова С.В. К вопросу о формировании медиакомпетентности студентов педагогических вузов // Актуальные вопросы начального естественно-математического образования. Выпуск 4: Сб. науч. тр. – Саратов: ООО «ИЦ «Наука», 2011.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Компьютерная грамотность, ИКТ-компетентность, информационно-образовательная среда учебного заведения

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.