Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА "ФОРМУЛА БУДУЩЕГО-2015"

Авторы: Босова Людмила Леонидовна 1, Доктор педагогических наук, Христочевский Сергей Александрович 2, Кандидат физико-математических наук
1 ФГАУ «Федеральный институт развития образования», 2 Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Рассматривается пятилетняя история конкурса педагогического мастерства по применению ИКТ в образовательном процессе и его эволюция.

Пять лет назад стартовал Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Формула будущего». Его учредителем выступило Министерством образования и науки Российской Федерации. Цель конкурса, заявленная в 2011 году, не потеряла своей актуальности и по сей день: мотивация педагогов к активному использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе чрезвычайно важна в условиях формирования информационной образовательной среды, содействующей развитию способностей каждого обучающегося и реализующей принципы современной педагогики.

Конкурс «Формула будущего» оказался чрезвычайно востребованным: в первый год конкурсные материалы поступили от более 4-х тысяч педагогов из 82-х регионов РФ. В дальнейшем количество участников несколько уменьшилось, чему есть вполне объективное обоснование: с окончанием государственного финансирования участие в конкурсе стало платным. Радует, что это не останавливает педагогов, и каждый год мы получаем замечательные работы творческих учителей из самых удаленных уголков нашей страны и ближнего зарубежья.

В этом году конкурс приобрел статус международного. Его учредителями являются Министерство образования и науки РФ, Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Федеральный институт развития образования, Московский институт открытого образования, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании». Статус данных организаций, их репутация в профессиональном научно-педагогическом сообществе служат гарантом высокого уровня организации и экспертного сопровождения конкурса.

Для того чтобы получить своеобразный «срез» ситуации с использованием информационных технологий и электронных образовательных ресурсов на местах, в  конкурсе 2011-го года были объявлены следующие номинации: 1) урок с использованием презентации; 2) урок с использованием специализированных ЭОР, воспроизведение которых дидактически наиболее обосновано на интерактивной доске; 3) урок с использованием специализированных ЭОР, воспроизведение которых дидактически наиболее приемлемо на базе особенного интерактивного оборудования (робототехника, электронный микроскоп, мобильный телефон, устройства GPS/ГЛОНАСС и т.п.); 4) урок с использованием готовых электронных образовательных ресурсов (тренажеров, лабораторий, объектов и т.п.); 5) урок с использованием специализированных ЭОР, воспроизведение которых дидактически наиболее приемлемо на базе программ из пакета свободного программного обеспечения; 6) урок с применением творческих моделирующих сред и виртуальных конструкторов; 7) внеклассное мероприятие (занятие) художественно-эстетической, культурологической, туристско-краеведческой, спортивно-технической, военно-патриотической или социально-педагогической направленности с применением ЭОР; 8) мотивирующая обучающая игра с применением или полностью основанная на информационных технологиях; 9) дистанционный урок; 10) дневник (блог) об электронных образовательных технологиях; 11) раздел сайта образовательного учреждения, посвященного применению ЭОР в образовательном процессе; 12) учебное или учебно-методическое пособие, практическое руководство, задачник, самоучитель или комплект по применению ЭОР в образовательном процессе.

Подавляющая часть работ была подана в первую номинацию; спектр решаемых с помощью презентаций педагогических задач был достаточно широк, уровень  исполнительского мастерства многих полученных работ  был высочайшим. Вместе с тем, большинство участников конкурса шли по пути «изобретения велосипеда»: они демонстрировали полное незнание существующих электронных образовательных ресурсов по своему предмету, имеющихся в свободном доступе на федеральных образовательных порталах, тратили время на разработку аналогичных ресурсов собственными силами. Пытаясь переломить ситуацию организаторы конкурса в публикациях, на семинарах и конференциях вели среди потенциальных конкурсантов разъяснительную работу, направленную на то, чтобы переориентировать их в сторону поиска путей эффективного использования в учебном процессе уже разработанных электронных образовательных ресурсов [1].

Начиная с 2013 г. участникам конкурса «Формула будущего» стала предлагаться анкета, ориентированная на то, чтобы выяснить: какие ресурсы и технологии востребованы; как именно они применяются в образовательном процессе; какие источники ЭОР популярны среди учителей [2]. Результаты анализа анкет участников конкурса позволили уточнить не только перечень номинаций конкурса, но и более полно и четко сформулировать критерии оценки конкурсных работ. Конкурс очень «чутко» реагировал на «внешние» перемены, происходившие в школьном образовании. Так, достаточно скоро, перечень номинаций приобрел структуру, позволяющую более полно учесть все уровни общего образования. В 2015 г. конкурс проводился по следующим номинациям [3]:

Дошкольное образование

1. Занятие в дошкольном образовании.

Начальное общее образование

2. Урок (внеурочное учебное занятие) или серия уроков в начальном общем образовании. Основное и среднее (полное) общее образование

3. Урок (внеурочное учебное занятие) или серия уроков по предметной области «Филология».

4. Урок (внеурочное учебное занятие) или серия уроков по предметной области «Математика и информатика».

5. Урок (внеурочное учебное занятие) или серия уроков по предметной области «Естественно-научные предметы».

6. Урок (внеурочное учебное занятие) или серия уроков по предметным областям «Общественно-научные предметы», «Основы духовно- нравственной культуры народов России», «Искусство».

7. Урок (внеурочное учебное занятие) или серия уроков по предметным областям «Технология», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».

Номинации, не относящиеся к определённым предметным областям и возрастным группам

8. Урок (внеурочное занятие) или серия уроков (занятий) с использованием ИКТ при обучении (воспитании) детей со специальными потребностями в образовании (дети с ограниченными возможностями здоровья и дети- инвалиды), вне зависимости от возраста.

9. Внеурочное мероприятие (занятие) культурологической, туристско- краеведческой, художественно-эстетической, спортивно-технической, социально-педагогической, военно-патриотической направленности с применением ИКТ.

10. Учебное или учебно-методическое пособие, практическое руководство, задачник, самоучитель или методическая разработка по учебному циклу с применением ИКТ или методическая разработка по обучению педагогов работе с ИКТ.

Данный перечень обеспечивает разбиение конкурсантов на группы, внутри каждой из которых педагоги в рамках одного уровня образования и одной предметной области могут продемонстрировать свою компетентность в области  создания презентаций, видеороликов, анимаций, моделей; использования компьютерных инструментов для  статистической обработки и визуализации  данных; использования мультимедийного, презентационного и интерактивного оборудования, цифровых лабораторий; использования готовых и собственных электронных образовательных ресурсов, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий; использования сетевые сообществ и интернет-коммуникаций в обучении.

В настоящее время критерии оценки конкурсных работ таковы [3]:

  • учебно-методическое обоснование использования ИКТ в образовательном процессе, в том числе: грамотное, ясное и чёткое определение целей и задач; педагогическая целесообразность; полнота смыслового содержания в рамках решаемой образовательной задачи и его ценность для образовательного процесса; соответствие работы заявленной номинации;
  • дидактические особенности использования ИКТ в образовательном процессе, в том числе: учёт возрастных и психологических особенностей учащихся, уровня их владения компьютером; обоснованность объёма и структуры использования педагогических и информационных технологий для достижения поставленных образовательных целей; ориентация на исследовательскую работу школьников; вариативность: наличие описаний, позволяющих использовать ИКТ в разных формах взаимодействия с учащимися (индивидуальная, парная, групповая и т.п.); учёт межпредметных связей;
  • соответствие использования ИКТ требованиям безопасности для здоровья учащихся (воспитанников);
  • соответствие современному уровню дизайна и эргономики (в случае разработки собственного ЭОР);
  • соблюдение требований законодательства об авторских правах;
  • результативность использования ИКТ в образовательном процессе (например, в терминах степени достижения поставленной цели, ускорения или повышения качества учебного процесса), в том числе: o изменение характера взаимодействия учителя и ученика (в том числе ориентация на индивидуализацию пути освоения материала); o формирование у учащегося способностей к поиску, оценке, отбору и организации информации.

Ясно, что применение каждого из вышеперечисленных критериев требует высокого уровня квалификации, профессионального мастерства и опыта от членов экспертного совета конкурса.

Характеризуя в целом перемены, произошедшие в нашем конкурсе за пять лет его существования, нельзя не отметить и техническое совершенствование его интернет-платформы, и новые форматы конкурсных мероприятий (например, в этом году впервые проводится очный суперфинал), и становление  конкурса как всё более значимой площадки для профессионального роста инициативных и талантливых российских педагогов.

Список использованных источников
  1. Христочевский С.А. Критические заметки по использованию электронных образовательных ресурсов в повседневной практике // II Международная научно-практическая конференция «Инновации в информационных технологиях и образовании» «ИТО-Москва-2013» 1–2 ноября 2013 года, г. Москва. http://msk.ito.edu.ru/2013/section/237/92991/index.html
  2. Логинова Т. З., Христочевский С. А. Возможности и способы применения электронных образовательных ресурсов в общем образовании (по материалам Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Формула будущего») // Информатика и образование. 2014. № 10. С. 71–76.
  3. ПОЛОЖЕНИЕ о проведении V Международного конкурса педагогического мастерства по применению ИКТ в образовательном процессе «Формула будущего – 2015». http://fb.ito.edu.ru/
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  конкурс педагогического мастерства икт-компетентность

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.