Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Электронный колледж – развитие информационной среды образовательного учреждения

Автор: Балоян Бабкен Мушегович, Доктор технических наук, Профессор, академик РАЕН, заслуженный деятель науки и техники Московской области
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области Колледж "Угреша"

Информационные технологии открыли реальные перспективы для системы образования, а именно: широкое внедрение средств информационных технологий для наглядного, динамичного представления учебной информации с использованием видеоизображений, звука и удаленного доступа к информационным ресурсам; непрерывность и преемственность компьютерного обучения на всех уровнях образования; обеспечение свободы выбора методики, стиля и средств обучения для раскрытия и выявления творческих индивидуальных способностей обучаемого; создание научно и методически обоснованной системы базового образования на основе новых информационных технологий.

Процесс информатизации образования объективно влечет за собой: реорганизацию учебно-методической работы; повышение требований к квалификации преподавателя; возрастание роли личности обучающегося и его индивидуальных особенностей; изменение роли учебного заведения и влияние его местонахождения на состав обучающихся; значительное увеличение объема доступных информационных ресурсов.

Информатизация образования – это внедрение и использование в процессе обучения комплекса средств и методов, основанных на электронной технике, с помощью которых создаются современные педагогические технологии и новые мотивационные элементы для обучающихся.

С целью эффективного использования информационных технологий, постоянного их развития и адаптации для всех сфер деятельности колледжа «Угреша» была разработана концепция под названием «Электронный колледж».

Концепция «Электронный колледж» направлена на внедрение в повседневную жизнь, работу и обучение студентов, преподавателей и сотрудников максимально эффективных современных технологий накопления, хранения, обработки и передачи информации с превращением этой информации в качественные знания и умения. Современные технологии как система новейшего аппаратного и программного обеспечения, подходов и методов работы с информацией помогут студентам после окончания колледжа стать максимально конкурентными на рынке труда и вести полноценную профессиональную и интеллектуальную жизнь.

Общий план концепции «Электронный колледж» представлен на рис. 1. 

  

Рис. 1 – Общий план концепции «Электронный колледж»

Интернет-технологии

Развитие интернет-технологий является одним из основных направлений представленной концепции. Свободный доступ к сети Интернет, как к глобальному хранилищу информации и универсальному средству общения, абсолютно необходим в каждом современном учебном заведении. Практически все студенты и большинство преподавателей постоянно имеют при себе смартфоны, планшеты и ноутбуки, позволяющие им в любой момент обратиться к сети Интернет за необходимой информацией либо консультацией специалистов. В колледже «Угреша» такую возможность обеспечивает сеть WiFi роутеров, сервер и выделенный канал в Интернет. Дальнейшее развитие включает в себя расширение зоны покрытия свободной WiFi сети на все здание колледжа и часть прилегающей территории, и настройка системы биллинга, позволяющей не отвлекать студентов от работы во время учебных занятий.

В формировании единого образовательного пространства на всех его уровнях существенную роль играет создание информационного образовательного портала. Интернет-ресурсы (сайт и портал) сейчас являются лицом любой организации. Выбор учебного заведения родителями и абитуриентами ведется, в том числе и по тому, как сделаны сайт и портал колледжа, есть ли у них электронный журнал и электронный дневник, насколько полно и ярко описаны на сайте повседневная жизнь и праздничные мероприятия в колледже. Администрация колледжа «Угреша» уделяет особое внимание развитию своих интернет-ресурсов, качественному наполнению их информацией и регулярному обновлению новостей о жизни колледжа. Наличие на сайте информации об администрации, о ключевой деятельности колледжа, официальных документов и справочников является на сегодняшний день обязательным для любого образовательного учреждения.

На сегодняшний день портал колледжа «Угреша» выполняет функции электронного журнала, электронного дневника и базы для электронного расписания. Электронное расписание предоставляет студентам доступ к расписанию через использование тачскрин-терминалов, а также на портале колледжа.

На текущий момент сайт и портал колледжа работают в штатном режиме, обеспечивая сотрудникам, студентам и их родителям доступ ко всей необходимой информации. Постоянное обновление как по функционалу, так и по наполнению информацией, делает сайт и портал колледжа одними из самых быстроразвивающихся ресурсов, а более плотная интеграция с социальными сетями позволяет привлекать максимальное количество молодых людей (в первую очередь будущих абитуриентов) для ознакомления с жизнью колледжа. 

Мультимедийные технологии в облачных сервисах

Облачные технологии позволяют предоставлять приложения преподавателям, сотрудникам и студентам наиболее экономичным способом. По сравнению с традиционным подходом, облачные сервисы позволяют управлять более крупными инфраструктурами, обслуживать различные группы пользователей в пределах одного облака. Преимущества облачных вычислений:

  • Пользователь использует услугу только тогда, когда она ему необходима, а самое главное он платит только за то, чем воспользовался.
  • Облачные технологии позволяют экономить на приобретении, поддержке, модернизации программного обеспечения и оборудования.
  • Маcштабируемость, отказоустойчивость и безопасность - автоматическое выделение и освобождение необходимых ресурсов в зависимости от потребностей приложения. Техническое обслуживание, обновление ПО производит провайдер услуг.
  • Удаленный доступ к данным в облаке - работать можно из любой точки на планете, где есть доступ в сеть Интернет.

На данный момент в колледже «Угреша» по облачным технологиям уже работают два мультимедийных класса «тонких» клиентов. Так же в классах установлены и подключены интерактивные доски и проекционное оборудование. Успешный запуск и положительный опыт работы этих классов будет учтен в дальнейшем развитии облачных технологий в колледже. В ближайшее время планируется организовать классы на основе портативных устройств (планшетов), работающих в «облаке» колледжа.

Организация дистанционного обучения

Дистанционное обучение (ДО) является современной универсальной технологией профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию.

ДО предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей. Разработка и внедрение новых технологий и форм обучения направлены на предоставление дополнительных возможностей любому человеку в получении образования с учетом, как личных интересов человека, так и с учетом возможностей достижений науки и техники и, в первую очередь, – средств передачи информации.

Администрация колледжа «Угреша» уделяет большое внимание развитию у себя системы дистанционного обучения. Для ускорения процесса развития системы ДО было заключено партнерское соглашение с Международным институтом «ИНФО-Рутения», что позволяет образовательному учреждению использовать имеющуюся обширную базу студентов и учебно-методической документации.

В настоящее время используется следующая схема обучения – админи­стратором СДО выступает институт «ИНФО – Рутения», а в качестве организатора обучения выступает колледж «Угреша». 

 Рис. 2 – Сайт партнера института «Инфо – Рутения» 

В дальнейшем в колледже планируется организовать собственную систему, состоящую из портала дистанционного обучения и базы дистанционных курсов и методических материалов, разработанных преподавателями колледжа, и полностью взять на себя обеспечение СДО.

Электронная библиотека-медиацентр

Библиотеки в наши дни у большей части молодежи ассоциируются с чем-то архаичным. При наличии Интернета, множества высокотехнологичных портативных устройств поход в библиотеку для многих студентов может показаться не актуальным. Руководство колледжа Угреша, пытаясь решить данную проблему, приняло решение о необходимости полностью обновить формат и концепцию библиотеки. Превращение библиотеки в современный медиацентр, включающий наряду с традиционным читальным залом зону работы в сети Интернет, покрытие Wi-Fi, услугу заказа книг через Интернет, а также единый книжный каталог.

На сегодняшний день библиотека колледжа ведет учет книжного фонда в системе «1С:Библиотека». В дальнейшем планируется полностью перейти на электронный формат хранения книжной продукции, методических материалов и монографий. Совместное использование электронной библиотеки и системы дистанционного обучения, превращение библиотеки в современный медиацентр даст максимальный эффект и послужит пре­красным примером реализации системы обучения на основе новых информационных технологий.

Медиацентр на базе библиотеки будет помогать всем желающим решать следующие задачи:

  1. Использование современных мультимедийных технологий;
  2. Интерактивный доступ к знаниям;
  3. Доступ к порталу Госуслуги;
  4. Доступ к соцсетям;
  5. Освоение новых компьютерных технологий пенсионерами и инвалидами.

Успешное решение этих задач должно обеспечить внедрение в библиотеке самых современных телекоммуникационных и мультимедийных технологий.

Колледжем запланировано в помещении библиотеки установка нескольких WiFi точек доступа к сети Интернет для обеспечения доступа к сети всем посетителям, больших тачскрин-терминалов для удобного доступа к книгам и электронным изданиям, прокат планшетов для максимально комфортной работы с электронной библиотекой и просто проведения времени в процессе общения в социальных сетях.

Кроме электронного оборудования, медиацентр будет оснащен удобной мебелью для всех категорий посетителей, в том числе и людей с ограниченными возможностями.

Таким образом, следование разработанной концепции «Электронный колледж», а также качественные и последовательные системные преобразования информационной среды образовательного учреждения, способны обеспечить эффективность и доступность образования.

Список использованных источников
  1. Б.М. Балоян. Новый мир – новое образование. Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов, 10 декабря 2014 г. – Дзержинский: Филиал «Угреша» Междунар. ун-та природы, о-ва и человека «Дубна», колледж «Угреша», 2014. – С. 8-13.
  2. Программа развития ГАОО СПО МО «Колледж «Угреша» на 2013-2018 гг./ Под. ред. Б.М. Балоян. – Дзержинский, ГАОО СПО МО «Колледж «Угреша», 2013. - 153 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее профессиональное образование
Ключевые слова  Электронный колледж, информационная среда, информационные технологии, информатизация образования, дистанционное обучение, мультимедийные технологии

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.