Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Могут ли госуслуги быть востребованными и удобными?

Автор: Кушнир Михаил Эдуардович, Соросовский учитель-2000, Apple Distinguished Educator-2000
Лига образования
Рассматриваются вопросы организации государственных услуг в сфере образования, обеспечивающие удобство пользования и актуальность для граждан в противовес формально-бюрократическим регламентам, осложняющим реализацию работ и услуг. Основное внимание уделено услугам информирования родителей об успеваемости и зачисления в образовательную организацию.

Реализация госуслуг по мере вовлечения в традиционную гонку рейтингов становится объектом манипуляции количеством пользователей, использующих их. Закон Кемпбелла работает не только на рейтинг, но и на дискредитацию накручиваемого параметра. Возникает вопрос: а можно ли обеспечить посещаемость портала госуслуг без управленческих манипуляций? Если изменить угол зрения и забыть об отчетном параметре, можно. Надо проанализировать потребности людей и возможности ИТ по их удовлетворению. Для этого нужно привлечь независимых экспертов, финансовые интересы которых слабо зависят от реализации предлагаемых ими мер.

Основное внимание здесь будет уделено одной услуге из наиболее часто обсуждаемых– электронным журналам успеваемости (ЭЖ). В настоящее время сложилась неэффективная типовая модель решения этой задачи– заметно более эффективное решение, требующее некоторой перестройки привычного взгляда на реализацию делопроизводства, незаслуженно остается в тени.

На первый взгляд, идея накрутки посещений портала госуслуг за счет централизации ЭЖ кажется удачной, т.к. большое количество учеников и родителей регулярно должны пользоваться информацией оттуда. Но, на самом деле, родители только в 1-м классе внимательно следят за событиями в школе. Чем дальше, тем меньше их интересует журнал. Ученики часто обходятся без ЭЖ– для этого есть много иных способов, а портал госуслуг– не самое удобное для постоянного использования место поиска информации. Порталом вынуждены регулярно пользоваться только учителя. Зато именно они обеспечивают ему дурную славу, т.к. собирают все неизбежные неприятности.

Издержки централизованного ЭЖ в эксплуатации оказываются заметно более существенным фактором, чем ожидаемая посещаемость. Хотя центры обработки данных (ЦОД) обладают большими техническими ресурсами, нельзя игнорировать их напряжение для обеспечения бесперебойной круглосуточной работы с огромным массивом данных и высоким трафиком. Все более заметны репутационные издержки при неизбежных технических и организационных сбоях, с которыми уже столкнулись в Москве, СанктПетербурге и других городах. Кроме того, далеко не все образовательные организации имеют качественные каналы связи– такие организации вынуждены вести двойной учет успеваемости: в традиционном бумажном журнале и в электронном, что требует дополнительной оплаты и дискредитирует идею электронного документооборота, электронного журнала.

Если бы школа сама выбирала себе ЭЖ, как это предполагается по закону “Об образовании в РФ”, у учителей не было бы оснований выдвигать претензии власти по работе через портал госуслуг, а неизбежные сбои централизованного ЭЖ их бы больше не волновали– их бы волновал только свой ЭЖ, с которым они работают. А это заметно менее высокая интенсивность и круг пользователей! Неизбежные сбои их ЭЖ будут их собственным выбором и поэтому отношение к ним будет более адекватным.

Важно также обратить внимание на то, что навязывание ЭЖ школе весьма сомнительно и нормативно, и содержательно. Постоянно идет небольшой, но нарастающий протест школ против сложившейся практики. Официальные ответы Минобрнауки России подтверждают обоснованность этого протеста. Пока практику центральных ЭЖ спасает покорность директоров школ и нежелание родителей втягивать директоров в нормативный конфликт с органами власти.

Есть еще и фактор необходимости мероприятий по защите персональных данных. Для локальных решений спектр необходимых формальных мероприятий меньше, о чем напоминало письмо Минобрнауки России от 21.10.2014 NoАК-3358/08. Для нелокальных ЭЖ можно было бы часть мероприятий возложить на разработчиков, заинтересованных в использовании их продуктов. Локальное решение могло бы быть хорошей альтернативой централизованному или внешнему варианту ЭЖ при наличии типового программно- аппаратного решения в регионе для тех школ, в которых нет квалифицированных ИТ- специалистов,. Выбор локальных ЭЖ на рынке тоже есть, вплоть до свободных проектов, разработанных в период популяризации СПО. Свободные решения доступны бесплатно и подразумевают на возмездных условиях только договорные отношения по технической поддержке или заказной доработке.

В отношении защиты персональных данных у автора есть предложение, позволяющее почти полностью освободить образовательные организации от обязанностей оператора персональных данных, но оно требует готовности муниципальных или региональных органов на нестандартные решения. 

Суть данного предложения в отношении регионального решения по оказанию госуслуги информирования родителей об успеваемости и посещаемости– выведение органов власти из под нарастающей критики за навязывание единого для всех решения: восстановить законное право школ самим выбирать вариант ЭЖ. При этом подавляющее большинство останется некоторое время на последнем используемом варианте ЭЖ, пока не увидят возможности и не почувствуют необходимости изменений.

Для обеспечения свободы выбора журнала нужно решить две задачи:

  • информирование родителей в рамках госуслуги
  • сбор отчетности местными органами управления образованием.

Первая проблема носит чисто нормативный характер: достаточно в регламенте услуги указать, что информирование осуществляется через ЭЖ образовательной организации– таким образом, из регламентной цепочки выбрасывается этап сбора информации в центральное хранилище. В этом случае, на портале госуслуг можно обеспечить возможность заказа услуги информирования родителей путем расширения функциональности другой услуги– запись ребенка в образовательную организацию. Это логичнее и удобнее во всех смыслах. Сегодня же во многих регионах с централизованными ЭЖ создалась удивительная ситуация, когда заказ электронной услуги информирования приходится делать при условии очной явки в школу.

Вторая проблема требует заинтересованного участия местного органа власти в сфере образования, чтобы он внятно сформулировал, что ему нужно в виде отчетности из ЭЖ, причем, эта информация должна носить явно статистический обобщающий характер. При наличии сформулированного запроса, для обмена информацией между информационными системами, используемыми в образовательных организациях и в ведомственной системе сбора отчетности, нужно разработать машинно-читаемый протокол. Пример такого протокола разработан в свободном ЭЖ РУЖЭЛЬ (www.rujel.net) и опробован при запросах с разработчиками ЭЖ ЭлЖур (eljur.ru). Описание протокола доступно.

Что дает децентрализация ЭЖ?

  1. Снятие всех претензий к органам власти за технические сбои, которые неизбежны в высоконагруженных информационных системах.
  2. Снятие всех сомнений в нарушении законов, т.к. школа сама принимает решение в зоне своей компетенции, предусмотренной статьей 28 закона.
  3. Существенное снижение зависимости школ и органов власти от работы центральных систем, взаимозависимости разных систем.
  4. Существенное снижение требований к техническим ресурсам и сложности сервисов информационных систем.
  5. Сокращение перечня формальных задач по обработке персональных данных и упрощение технических при наличии типового решения.

Возникает вопрос: а где же здесь посещаемость портала госуслуг, если школы разбегутся по своим частным ЭЖ?

Для посещаемости нужно предложить простые, но более удобные, чем сейчас, функции, например:

  • получение и отправка по указанному гражданином адресу в любое время суток электронного аттестата, диплома, справок об обучении, о полученной квалификации, причем с электронной подписью портала госуслуг;
  • сбор заявлений для участия в олимпиадах, конкурсах, выездных мероприятиях с выдачей грамот, ведением портфолио участников, отправкой их с электронной подписью по указанным адресам (этот сервис может существенно облегчить задачи по защите персональных данных организаторам мероприятий).

Указанные сервисы однотипны, несложны в реализации и полностью совместимы с едиными базами учета детей, подлежащих обучению, предусмотренными законом. Реализация подобных сервисов обеспечивает новый уровень использования электронных услуг, но не ограничивает возможностей получить их традиционным способом.

В случае плохих каналов связи в школе, можно обеспечить сервис кэширования на центральных ресурсах с хорошей связью. Это обеспечит устойчивую работу ЭЖ в школе локально и доступ к общей информации по расписанию и урокам извне.

Для реализации данных предложений достаточно осознания преимуществ альтернативных подходов и, по желанию, заключения договора на экспертное сопровождение по реализации предложенных организационных и/или технических решений.

Список использованных источников
  1. Сжатая версия предложения: http://medwk.blogspot.ru/2014/12/blog-post.html
  2. Нормативная подборка ЭЖ: www.rujel.net/about/Questions/femida
  3. Письмо Минобрнауки России: https://clck.ru/9SNEE
  4. "Школа– не оператор персональных данных": http://www.privacy-journal.ru/journal/2013y/104/article_943.html
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Государственные услуги, электронный журнал успеваемости, дневник школьника информационная образовательная среда, персональные данные

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.