Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

Смена рабочих зон в рамках технологии смешанного обучения

Автор: Нечитайлова Елена Викторовна, 2004 - Заслуженный учитель РФ
МБОУ лицей №1 г.Цимлянск Ростовская область
Автором предложены основы практической реализации модели технологии смешанного обучения «Смена рабочих зон» при организации практикума по химии в средней школе. В работе рассмотрена структура урока на основе данной модели, а также указаны преимущества и риски ее использования.
Профессиональная культура учителя закономерно выходит на технологический уровень, все более обретая инструментальный характер, не утрачивая при этом гуманистические ценности и духовно-нравственные ориентации. В. А. Сластенин

Появление новых электронных средств обучения существенным образом влияет на всю систему образования в целом, способствуя преобразованию методов обучения и организационных форм. Ожидаемым результатом интеграции современных средств обучения в сложившуюся систему образования является повышение эффективности обучения и развития личности обучаемого. Таким образом, в контексте происходящих изменений важным является использование продуктивных традиционных педагогических технологий на основе новейших достижений техники. Именно по такому пути идет развитие систем образования многих стран [5]. И, как результат, возникла необходимость в разработке такой педагогической технологии, которая сочетала бы базовые основы традиционного подхода к обучению и современные средства обучения, позволяя добиваться результативности соответствующей требованиям XXI века. Новая технология должна быть рамочной, чтобы учитель мог варьировать различными подходами в обучении (проблемное, модульное и другие) и выходить на качественно иной уровень организации учебного процесса. Новой технологии дано название «технология смешанного обучения» именно за счет того, что она представляет собой интеграцию методов электронного и традиционного обучения [4].

Сначала смешанное обучение стало востребованным в высшей школе. Был разработан ряд моделей, некоторые из которых постепенно стали осваиваться и в процессе обучения учащихся средних школ. Опыт работы в школах США, Европы и ряде стран Азии позволил сформировать систему моделей для средней школы [5, 6, 7]. Большинство авторов научно-методических публикаций отмечают модели группы «Вращение» (Rotation) как наиболее эффективные и доступные для реализации в школах с разным уровнем материальной базы:

  • «Перевернутый класс» (Flipped-Classroom)
  • «Сменарабочихзон» (Station-Rotation)
  • «Автономная группа» (Lab -Rotation)
  • «Индивидуальная траектория» (Individual -Rotation).

Каждая модель имеет свои особенности, но основной отличительной чертой всех моделей является обязательное условие использования электронных средств обучения. Целью данной работы является рассмотрение модели «Смена рабочих зон» и ее практической реализации в ходе организации практикума по химии в средней школе.

Использование модели «Смена рабочих зон» является наиболее целесообразным в случае, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока. Тогда виды деятельности чередуются не одновременно для всего класса, а для групп детей в определенном темпе. Содержание деятельности определяется учителем, который оборудует класс так, чтобы обеспечить работу учебных групп в полном объеме [1]. Такая модель эффективна для проведения лабораторных работ по химии, биологии, физики, для организации проектной и исследовательской деятельности школьников.

Методический прием смены «зон» или «станций», который был использован и ранее в рамках традиционного обучения, модифицирован на основе следующих положений:

  1. Работа в одной зоне обязательно должна быть основана на использовании электронных средств обучения. Время работы в данной зоне не должно превышать 10-12 минут.
  2. Оборудованных рабочих мест должно быть больше, чем учащихся в классе, чтобы предотвратить потерю времени отдельными учениками при ожидании завершения работы других.
  3. Необходима организация предварительной подготовки учащихся к работе в каждой зоне, что рекомендуется сделать на подготовительном этапе.
  4. Схема урока включает три этапа: организационный, этап деятельности в рабочих зонах и этап рефлексии (Рисунок 1)

Рисунок 1. Схема урока по химии на основе модели «Смена рабочих зон»

Структура урока

В качестве примера приведем урок-практикум по химии.

1. Подготовительный этап. Работа на данном этапе основана на дистанционном взаимодействии учителя и учеников по принципу «перевернутого класса» [4]. Учитель предоставляет учащимся в электронном виде (через почту, сайт, платформу дистанционного взаимодействия, например, Moodle)инструкцию проведения работы в зонах, отмечая, что в ходе организационного этапа на уроке вопросы учащихся будут рассмотрены. Учитель предоставляет учащимся возможность также задать вопрос дистанционно.

2. Первый этап – организационный.Продолжительность 5-6 минут. На данном этапе необходимо:

  • создать позитивный эмоциональный настрой учащихся на работу;
  • актуализировать знания по технике безопасности работы в химической лаборатории;
  • рассмотреть возможные вопросы учащихся по инструкции практической работы.

3. Второй этап – деятельность учащихся в рабочих зонах.Учитель формирует пространство рабочих зон в классе так, чтобы школьники, работая в разных зонах, не мешали друг другу и могли переходить из одной зоны в другую.

Мы считаем, что на практической работе по химии группы должны быть по два человека, что обеспечивает активное участие каждого учащегося в работе. Также на опыте проведения практикума по химии мы пришли к выводу, что зонами в классе удобно сделать ряды (три зоны), в которых каждая парта оборудована необходимым оборудованием.

На основании дидактических целей урока две рабочие зоны снабжаются оборудованием химической лаборатории для проведения эксперимента по теме. Возможен вариант и работы с учебными коллекциями (минералы, удобрения). Возможен также вариант работы с энциклопедиями, справочниками и другими источниками информации на бумажных носителях.

В третьей зоне организуется работа с электронным оборудованием. Это могут быть датчики измерения рН, температуры, электропроводности с комплектным оборудованием (ноутбук) для проведения инструментального исследования. Также это может быть планшет, ноутбук с выходом в Интернет или сохраненным видео для изучения свойств токсичных или малодоступных веществ.

Предусматривается общий временной режим работы в каждой рабочей зоне: по 10-12 минут. Конечно, в зависимости от уровня достижений учащихся класса, учитель может использовать приемы работы, помогающие экономить учебное время: привлекать тех, кто раньше закончил работу к консультированию одноклассников, предлагать дополнительные задания для сильных учащихся, сокращать объем работы для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Для работы в каждой зоне предлагается инструкция с обязательным указанием на необходимость соблюдения правил техники безопасности при работе с химическим оборудованием и с компьютером.

4. Третий этап – рефлексия.Продолжительность 5-6 минут. На данном этапе необходимо организовать обсуждение результатов работы.

Преимущества модели «Смена рабочих зон»

Используя модель «Смена рабочих зон» в рамках школьного практикума по химии, нами сделаны заключения о преимуществах данного подхода:

  • повышение мотивации учебной деятельности на основе интереса учащихся к самостоятельной практической деятельности, организованной в разных рабочих зонах;
  • возможность индивидуализации обучения за счет работы учащихся в малых группах при необходимой поддержке учителя и в индивидуальном темпе. Эта особенность позволяет проявить отдельное внимание, как одаренному ученику, так и тому, кто испытывает сложности в обучении [2, 6].
  • снижение утомляемости учащихся за счет смены деятельности в разных рабочих группах;
  • развитие коммуникативности на основе совместной работы в группе с последующим обсуждением результатов работы в рамках всего класса;
  • возможность изучения свойств токсичных веществ, а также веществ малодоступных для школьной лаборатории, используя ИКТ;
  • развитие навыков интерпретации, как реального химического эксперимента, так и виртуального;
  • решение проблемы недостатка химического оборудования за счет необходимости оборудовать пять столов в рабочей зоне (один ряд) вместо двенадцати – пятнадцати столов для всего класса по теме. В результате учащиеся имеют возможность работать в разных зонах с разным оборудованием и, следовательно, выполнить больше практических задач, что способствует развитию навыков постановки эксперимента.

Риски использования модели «Смена рабочих зон»

Как и любой другой метод обучения, данная модель не является универсальным способом решения всех дидактических проблем и имеет свой диапазон применения. Отметим те ограничения, с которыми учитель может столкнуться в ходе использования данной модели:

  • трудность контроля работы групп для учителя в случае большого количества (более двадцати человек) учащихся в классе. Решить эту проблему можно организацией работы с источниками информации на бумажных носителях в одной из зон, что требует меньшего внимания учителя.
  • разный темп работы учащихся в классе. Для решения этого вопроса, как было сказано выше, оборудуются лишние рабочие места в каждой зоне. Таким образом, учащимся не приходится ждать друг друга при выполнении работы.
  • отсутствие выхода (плохая связь или блокирование нужного контента фильтрами) в Интернет для организации работы с видео материалами по теме. Для предотвращения возможных технических проблем с использованием материалов Сети лучше использовать сохраненные на электронных носителях копии видео файлов, которые загружаются на все ноутбуки (планшеты), с которыми работают учащиеся на уроке.

Вывод

Сочетая традиционные (работа с оборудованием химической лаборатории, с источниками информации на бумажных носителях, коллекциями) и ИКТ, учитель формирует развивающую информационно-предметную среду [3], на основе которой возможно повышение результативности обучения и развития личности каждого учащегося. Модель технологии смешанного обучения «Смена рабочих зон» эффективна для организации практикума по химии в средней школе.

Список использованных источников
  1. Нечитайлова, Е. В. Смешанное обучение как основа формирования единой образовательной среды //Химия в школе.– 2014.- №9. –с.22-28.
  2. Нечитайлова, Е. В. Технология смешанного обучения: инклюзивное образование на основе модели «Автономная группа» //Химия в школе.– 2015.- №2. –с.10-15.
  3. Нечитайлова, Е.В. Формирование информационно-предметной среды как когнитивной основы для достижения результатов обучения в средней школе / Когнитивное моделирование в науке, культуре, образовании: Труды II-й Международной конференции «Когнитивное моделирование в науке, культуре, образовании. CMSCE-2014». – Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2014. - 346 с.
  4. Нечитайлова, Е. В. Переверните класс или что такое смешанное обучение // Учительская газета №46(10543). - 2014. - 18 ноября.
  5. Shatma, P., Barrett, B. Blended Learning / Macmillan, 2007. р.160.
  6. Gonzalez, D. The flipped classroom. Education. Issue7, 2013. p.16-20.
  7. Staker, Н., Horn, M. B. Classifying K-12 blended learning // URL: http://www.innosightinstitute.org/innosight/wp-conteuploads/2012/05/Classifying-K-12-blended-learning2.pdf (дата обращения: 07.04.15).
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  смешанное обучение, смена рабочих зон, химия, средняя школа

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.