Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт проблем информатики ФИЦ ИУ РАН
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Московский институт открытого образования     
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
 Международная научно-практическая конференция
«Информатизация образования: тенденции, перспективы, инновации»
«ИТО-КФО-2015»
27 апреля - 3 мая 2015 года, Крым, Большая Алушта, пос.Малореченское

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 г. Белая Калитва
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ в вопросе повышения качества обучения через формирование и развитие у учащихся навыков активного чтения в условиях перехода к ФГОС, формирования успешной личности учащегося.

Условия информатизации общества требуют от современного человека владения методами и способами работы с информацией. Успешность личности сегодня напрямую зависит от сформированности у неё ИКТ-компетентности.  В поставленных условиях на предмет информатика и ИКТ возлагается особая ответственность как за формирование этих знаний, умений и навыков работы с информацией, так и их непрерывную реализацию, причём не только в рамках предмета (программы), но и на уровне всего образовательного пространства (образовательной программы) ОУ.

Качественное выполнение основных информационных процессов с информацией (получение, сохранение, обработка, передача) не возможно без смыслового осознания учеником, как цели своей деятельности, так и собственно самой информации. А учитывая объём и количество информационных потоков сегодня, проблема сформированности и развития ИКТ-компетентности ученика вышла за рамки преподавания предмета информатика, что подтверждает ФГОС НОО и ООО.

Как же учителю информатики на своих уроках развивать информационную грамотность учеников, тем самым создавая благоприятную почву для его успешности в современном обществе? Первоочередным, по моему мнению, является формирование у учеников навыков активного чтения. Проблема преобладания у современных учеников пассивного чтения над активным является следствием того же самого процесса информатизации общества. Как правило, педагог информатики сталкивается с этой проблемой, когда у учащихся уже сформированы навыки чтения – это ученики основной школы (базовый курс информатики изучается, в основном, начиная с основной школы). И в этих условиях возникает необходимость проводить коррекционную работу. Рассмотрю ряд приёмов формирования навыков активного чтения, которые я применяю на своих уроках, учитывая условия непрерывности образования.

Приём первый я назвала «веер». Цель – формирование и повышение уровня владения понятийным аппаратом информатики. На первом же уроке он начинает работать. В предмете достаточно много сокращений и аббревиатур. На первом уроке появляются первые из них: ИИКТ – информатика и информационно-коммуникационные технологии (название школьного предмета), ТБ – техника безопасности, ПК – персональный компьютер и т.п. И здесь появляется словарь, которые учащиеся ведут с обратной стороны рабочей тетради. Они должны уметь, как раскрывать сокращённую запись понятия, так и наоборот («веер открывается и закрывается»). Знание содержания этого словаря позволяет ученику получить дополнительную оценку, успешно сдать контроль по понятиям (обычно, эта форма диктанта), разрешить спорность в оценке знаний учащегося. Кроме того, реализация своей успешности находит своё место и в том, что ученики также самостоятельно пополняют этот словарь (из различных источников) и, конечно же, получают за эту деятельность оценку. Главное условие здесь – соответствие изучаемой теме. Тем самым мы реализуем и метапредметность, и межпредметные связи информатики, и неразрывность образования.

Следующий приём, который находит место в моей методике преподавания, реализуется в определению формы домашней работы учащихся в работе с учебником. Простое чтение текста может выполнять только мотивированный к чтению ученик. И здесь мне на помощь приходит форма подготовки, которая заключается в составлении тестов самими учениками по материалам учебника. В результате, помимо основной (образовательной) цели, решаются сразу несколько вопросов: учащийся для грамотного составленного теста (корректного) должен применить именно активное чтение, формирование навыка которого позволяет и мне, и учащимся уже на уроке экономить ресурсы (временные, эргономические); формирует у учащихся технологию решения тестов (работа на перспективу ЕГЭ и ОГЭ). Включение этой формы работы со знаниями учащихся может находить отражение и в подготовке к тематическому контролю. А включение автора теста в роль учителя в этой форме позволяет ученику реализовывать и развивать собственные коммуникативные навыки. Создание ситуации здоровой образовательной конкуренции позволяет учителю, в том числе, стимулировать мотивацию учащихся.

Третий приём является развитием второго и заключается в разработке и создании учащимися кроссвордов по теме, что позволяет развивать уровень навыка структурировать информацию, а значит, и работать с подобной информацией в дальнейшем. Также находит своё место и на уроке подготовки к тематическому контролю. Имеется возможность перевести его на уровень конкурса, что позволит дополнительно стимулировать самоорганизацию учащихся, развивать у них ИКТ-компетентность.

Последние два приёма позволяют применять учащимся прикладной характер информатики как дисциплины, так и науки. Это находит своё отражение в подготовке электронных носителей информации с выполненным заданием (приложения в среде текстовых и табличных процессоров, редакторов презентаций), а также выбора канала связи для его передачи (устная, письменная форма, с помощью интернет-сервисов (мною, например, часто применяются ресурсы web-почты)).

Успех в достижении образовательной цели заключается в системности этой взаимодеятельности, наличие обратной связи, причём выражающейся не только в виде оценки, но и в представлении учителем рецензии на каждую работу каждого ученика (группы) (устной, письменной). Но если педагог понимает своё место в системе образования, ОУ, в жизни каждого своего ученика, это уже предопределяет системность его деятельности и, как результат, вложенные им в своих учеников методические инвестиции, обернуться для него прибылью в виде качественного освоения его учениками содержания предметной области информатики, формированию успешной личности в целом.

Список использованных источников
  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  информатика, ИКТ, информационная грамотность, ФГОС, система образования, тест

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.